Презентация, доклад Гувернерство в России

Содержание

История гувернерства в РоссииГувернерство в России в XX и XXI вв.Литература про гувернерствоГувернерство в мировом кинематографеСодержание

Слайд 1Гувернерство
Выполнили работу: Карапетян Инга, Старкова Лилия, Вавилова Вера, Чеглакова Елизавета, Дмитриева

Светлана, Глякина Ирина, Борщук Анастасия, Балдук Евгения
2 курс,магистратура, МПГУ
ГувернерствоВыполнили работу: Карапетян Инга, Старкова Лилия, Вавилова Вера, Чеглакова Елизавета, Дмитриева Светлана, Глякина Ирина, Борщук Анастасия, Балдук

Слайд 2История гувернерства в России
Гувернерство в России в XX и XXI вв.
Литература

про гувернерство
Гувернерство в мировом кинематографе

Содержание

История гувернерства в РоссииГувернерство в России в XX и XXI вв.Литература про гувернерствоГувернерство в мировом кинематографеСодержание

Слайд 3История гувернерства в России

История гувернерства в России

Слайд 4Предпосылки возникновения гувернерства
Слово «гувернер» происходит от французского "gouverner", что означает руководить,

управлять.
гувернер – это нанимаемый воспитатель детей в семье, воспитывающий детей младшего и обучающий детей старшего возраста, занимающийся с ними определёнными учебными предметами (прежде всего, иностранным языком и этикетом).
Предпосылки возникновения гувернерстваСлово «гувернер» происходит от французского

Слайд 5Гувернерство – это система домашнего наставничества, зародившаяся в России в начале

XVIII в., получившая окончательное законодательное оформление в первой половине XIX и просуществовавшая вплоть до Октябрьской революции 1917 г.
Впервые в исторической литературе термин "гувернер" упоминается в конце XVII в. князем В. В. Голицыным при обращении к боярам «о необходимости учить своих детей» и приглашать для этой цели иностранных (польских) воспитателей – гувернеров. Впоследствии этот термин закрепился наравне с домашним учителем и наставником.

Гувернерство – это система домашнего наставничества, зародившаяся в России в начале XVIII в., получившая окончательное законодательное оформление

Слайд 6Дома молодежи, кумовство VI – IX века
Домашнее образование и семейное воспитание, как

социально-педагогическое явление, начало развиваться на Руси задолго до создания государственной системы образования.
VI – IX века в Древней Руси воспитание детей развивалось по двум отличным по форме направлениям (при почти одинаковом содержании), которые мы условно обозначим, как внутрисемейное и внесемейное. К первому можно отнести «дома молодежи», дядек и кумовство, ко второму – любые формы и виды воспитания в многодетных и многопоколенных семьях. Оба эти направления развивались параллельно друг другу и развивались с течением времени.
Дома молодежи, кумовство VI – IX векаДомашнее образование и семейное воспитание, как социально-педагогическое явление, начало развиваться на

Слайд 7Мастера грамоты IX – X
В этот же период широкое распространение

получает деятельность «мастеров грамоты». Они являлись первыми предвестниками специально организованного домашнего наставничества.
Их деятельность по своему содержанию была очень близка к системе обучения, характерной для Западной Европы той эпохи – преподавание «семи свободных искусств»: грамматики, диалектики, риторики, арифметики, геометрии, музыке, астрономии. Однако
весь смысл усилий наставников сводился к приобщению человека к Богу. Акцент делался не на развитие разума, а на формирование души.
Мастера грамоты  IX – X В этот же период широкое распространение получает деятельность «мастеров грамоты». Они

Слайд 8Дворцовые школы X век
Параллельно с деятельностью мастеров грамоты, которые работали с воспитанниками

индивидуально, постепенно начинают открываться первые дворцовые школы (988 г.). В таких школах обучались не только княжеские дети, но и дети бояр и дружинников.
В этих школах, также как и мастера грамоты, обучали набору дисциплин, близким к семи свободным искусствам, о которых мы упоминали выше.

Дворцовые школы X векПараллельно с деятельностью мастеров грамоты, которые работали с воспитанниками индивидуально, постепенно начинают открываться первые

Слайд 9 Кормительство X – XIII вв. (феодальное государство)-
X – XIII вв представлено

таким социально-педагогическим феноменом как «кормильство» - передача княжеских детей не только на воспитание, но и на полное содержание и попечение в другую семью. Кормительство можно отнести к внесемейным формам воспитания.
До первой четверти XIII в. на Руси образование, представленное мастерами грамоты и школами при княжеских дворах,  церквях и монастырях, получило достаточно широкое распространение в большинстве слоев населения, начиная от великокняжеского и других княжеских дворов, заканчивая горожанами и ремесленниками.
Кормительство X – XIII вв. (феодальное государство)- X – XIII вв  представлено таким социально-педагогическим феноменом

Слайд 10XIII - XVII в.
Со второй четверти XIII в. вплоть до

конца XV в., сведения о развитии просвещения на Руси весьма скудны и обрывочны. Просвещение сохранялось и поддерживалось православием -  образование было сосредоточенно в уцелевших после татаро-монгольского нашествия церквях и монастырях.
В XVI в. культура и образование продолжают носить преимущественно церковно-религиозный  характер.
Начало XVII в. в России характеризуется западноевропейским влиянием прежде всего в «польской обработке». В этот период отмечается появление иностранных домашних наставников, преимущественно поляков. Именно в этот период наблюдается "сдвиг" содержания образования в сторону большей светскости.
XIII - XVII в. Со второй четверти XIII в. вплоть до конца XV в., сведения о развитии

Слайд 11Таким образом, мы видим, что, начиная с глубокой древности воспитание и

обучение подрастающего поколения было крайне важным. Возникшие в глубокой древности так называемые внутрисемейные и внесемейные формы воспитания и обучения видоизменялись с течением времени по виду и содержанию, но при этом эти формы были равнозначны, не изолированы друг от друга, часто дополняли друг друга и с приходом христианства, и все большим влиянием западноевропейской культуры.
Все эти факторы заложили базу, на которой в последствие смог возникнуть такой уникальный педагогической феномен как гувернерство.




Таким образом, мы видим, что, начиная с глубокой древности воспитание и обучение подрастающего поколения было крайне важным.

Слайд 12Гувернерство в
XX и XXI вв.

Гувернерство в XX и XXI вв.

Слайд 13Вплоть до 1917 года гувернерство и домашнее наставничество, несмотря на значительный

перевес со стороны государственных и частных общественных образовательных организаций, были востребованы в образовательном пространстве Российской империи. Отечественные педагоги составили достаточно серьезную конкуренцию иностранным.

После 1917 года домашнее образование, педагогическая деятельность гувернеров и домашних учителей и учительниц оказалась под запретом, а подготовка отечественных домашних наставников была вначале приостановлена, а потом также запрещена.

Гувернерство в России в XX и XXI вв.

Вплоть до 1917 года гувернерство и домашнее наставничество, несмотря на значительный перевес со стороны государственных и частных

Слайд 14В советский период российской истории можно отметить сохранение частной наставнической деятельности

только в виде репетиторства. Главным отличием репетиторства от гувернерства являлось смещение акцента с воспитательной стороны деятельности педагогов на образовательную.

С изменением культурной парадигмы в 90-х годах XX столетия, появляются различные вариативные возможности в области образования. Центральным документом, в котором нашла отражение образовательная политика Российской Федерации, являлся Законе РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 [61]. В этом документе впервые появилась возможность выбора формы получения образования (ст. 10 «Формы получения образования», пункт 1)



Таким образом, родителям, в зависимости от их потребностей и предпочтений, предоставили право выбора формы обучения своих детей. Это могли быть такие формы обучения, как непосредственное обучение в образовательной организации, или домашнее обучение.
В советский период российской истории можно отметить сохранение частной наставнической деятельности только в виде репетиторства. Главным отличием

Слайд 15Поскольку не все родители могли самостоятельно обеспечить полноценное домашнее образование детей,

то появился спрос на домашних учителей – гувернеров.

Следует отметить, что в Законе РФ "Об образовании" 1992 года статьей 48 «Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность» регулировалась деятельность домашних наставников, которая по сути своей относила частное учительство к индивидуальному виду предпринимательской деятельности.
Поскольку не все родители могли самостоятельно обеспечить полноценное домашнее образование детей, то появился спрос на домашних учителей

Слайд 16В Законе РФ "Об образовании" 1992 года регламентировалась вариативность образования в

целом, а в частности в форме семейного образования, содержание этого обучения определялось лишь аттестацией учащегося. Деятельность же частных учителей требовала лишь регистрации как индивидуального предпринимателя.

С вступлением в силу действующего на данный момент Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, семейное образование получило качественно новый уровень развития.

В статье 44, п. 3 Закона говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: 1) выбирать <…> формы получения образования и формы обучения <…>; 2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей), с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации».

В Законе РФ

Слайд 17Согласно письму Минобрнауки России № НТ-1139/08 от 15.10.2013 "Об организации получения

образования в семейной форме", ответственность за содержание и качество семейного образованная несет только родитель (законный представитель), а не образовательная организация, к которой прикреплен ребенок для прохождения промежуточной и итоговой аттестации, тем родителям, которые по тем или иным причинам не могут самостоятельно обучать детей, приходиться прибегать к услугам наемных учителей, репетиторов и гувернеров.

В действующем на данный момент Законе "Об образовании в Российской Федерации" вообще никак не упоминается индивидуальная педагогическая деятельность.

Поэтому вопрос, кем именно, помимо родителей (законных представителей), может и должно осуществляться семейное образование, остается открытым.

Согласно письму Минобрнауки России № НТ-1139/08 от 15.10.2013

Слайд 18Литература про гувернерство

Литература про гувернерство

Слайд 19Литература про гувернерство.

Онищенко, Э., Романюк, Л. Гувернер - профессия давняя //

Народное образование. 1999. № 5. С. 255-260.
Одарченко, Т. Гувернерство как форма домашнего образования // Учитель. 2009. № 1. С. 79-81.
Солодянкина, О. Ю. Феномен иностранногогувернерства в России (вторая половина XVIII - первая половина XIX в.) // Отечественная история. 2008. № 4. С. 11.
Онищенко, Э., Романюк, Л. Гувернер - профессия давняя // Народное образование. 1999. № 5. С. 257.
Баконина, Е. Из истории российскогогувернерства // Домашнее воспитание. 2001. №4. С. 16-18.
Шевцова Е. Гувернантка\\ Биржа плюс карьера (Нижний Новгород) , №2 от 14/01/2004
 Лесгилье А. Руководство для гувернёров и гувернанток. Т 56. Кн.3;
Литература про гувернерство.Онищенко, Э., Романюк, Л. Гувернер - профессия давняя // Народное образование. 1999. № 5. С.

Слайд 20Литература по истории гувернерства в России и о современном гувернерстве
1. Баконина

Е. Из истории российскогогувернерства //Домашнее воспитание.-2001.-№4.-С.16-18.  2. Вершинин В. Аристократическое воспитание: история или современность?//Домашнее воспитание.-2000.-№4.-С.22-25.  3. Вершинин В. Дворянское воспитание как историческое наследие//Домашнее воспитание.-2001.-С.38-41.  4. Горбачева Г.Последний гувернер царской семьи// Церковный вестник: Официальное издание Русской Православной Церкви.-2003.-№6.  5. Домашнее образование// Энциклопедия профессионального образования: В 3 т./ Под ред. С.Я.Батышева.-М.:АПО,1998.-Т.1-С.286-287.  6. Домашнее образование// Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./Гл. ред. В.В.Давыдов.-Т.1.-С.283.  7. История гувернерства в России // http://www.Bonne-int.com)  8.Каптерев П.Ф. История русской педагогики//Педагогика.-1993.-№1.-С.73. 
Литература по истории гувернерства в России и о современном гувернерстве  1. Баконина Е. Из истории российскогогувернерства

Слайд 219. Каптерев П.Ф. История русской педагогики//Педагогика.-1993.-№2.-С.79.  10. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева

М.Ф. Педагогические взгляды Джона Локка// История педагогики.- М.: Госуд. учебно-педагог. изд-во Министерства просвещения РСФСР,1956.-С.48-54.  11. Кошелева О.Е. У истоков женского образования в России//Педагогика.-1993.-№2.-С.88-91.  12. Любжин А. Домашнее воспитание в конце XVIII - начале XIX в. России//Лицейское и гимназическое образование.-1998.-№1.-С.11-17. 
13. Любжин А. Француз-воспитатель в глазах А.С. Пушкина и современного ему общества// (http://www.ponimainie.paideia.ru.)  14. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина.- М.: Linka-Press,1995.-270с.  15. Онищенко Э., Романюк Л. Гувернер - профессия давняя[Рос. и заруб. опыт]//Домашнее воспитание.-1999.-№2-3.-С.255-260.  16. Орлова М."Из рая детского житья вы мне привет прощальный шлете..."[О воспитании и образовании детей в семье будущего поэта Марины Цветаевой]//Мир школы.-2002.-№6.-С.32-35.  17. Панова О.И. П.Ф. Лесгафт о семейном воспитании//Педагогика.-2002.-№10.-С.76-79.  18. Пасечник Л. Гувернерство в России[Домашнее гувернер. образование :История образования// Начальная школа: Еженед. прил. к газ. "Первое сентября".-2001.-№3.-С.14-
9. Каптерев П.Ф. История русской педагогики//Педагогика.-1993.-№2.-С.79.  10. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. Педагогические взгляды Джона Локка//

Слайд 22Беляков Е. Уроки домашней школы//Семья и школа.-2003.-№3.-С.14-16. 
Викторенко В.Гувернеры //(http://www.zerkalo-nedeli.com.) 
Воспитательная работа в

школе-пансионе"Ретро":[План воспитательной работы: Должностные обязанности гувернантки частной школы-пансионата "Ретро"]//Частная школа.-1997.-№4.-С.87-102. 
Гладкина И.В. Ветер перемен:[Курс для гувернеров по англ. яз. детей 5-7лет: Индивидуал.работа и работа в малых группах]//Класс!.-1966.-№1-2.-С.8-15. 
Гладкина И.В. Ветер перемен:[Курс для гувернеров по англ. яз. Дети 5-7лет.]//Класс!.-1966.-№3-4.-С.6-11. 
Домашний учитель:[Как его найти и выбрать родителям ребенка]: [Ред.ст.]//Наш малыш.-1998.-№3.-С.71-73. 
Пасечник Л. Гувернерство в России: Актуальные проблемы развития российской системы домашнего (гувернер.)образования в современных условиях/Л.Пасечник//Начальная школа: Еженед. прил. к газ. "Первое сентября".-2000.-№44.-С.15. 
Савенков А.И. Детская одаренность и цели домашнего образования//Одаренный ребенок.-2002.-№1.-С.62-76. 
Савушкина Е.В. Введение в специальность "Гувернер": Метод. пособие.-Рязань: Ряз.обл. ин-т развития образования,1999.-23с. 
Селевко Г.К., Селевко А.Г. Семейное воспитание //Школьные технологии (Спец. выпуск: Социально-воспитательные технологии).-2002.-№3.-С.38-47. 
Теплюк С. Гувернер в семье: [Адаптация в семье воспитанника] //Дошкольное воспитание.-1999.-№5.-С.87-93. 
Теплюк С. Кто он, сегодняшний гувернер?//Дошкольное воспитание.-1999.-№12.-С.106-113.  Тихенко Т.В. Проблема гувернерства в теории и практике современного образования // Учебно-воспитательный процесс в школе и вузе. - М.,2000.С.41-46. 
Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании".- М.: Изд-во "Ось-89",2000.-64с. 

Современные гувернеры 

Беляков Е. Уроки домашней школы//Семья и школа.-2003.-№3.-С.14-16. Викторенко В.Гувернеры //(http://www.zerkalo-nedeli.com.) Воспитательная работа в школе-пансионе

Слайд 23Гувернерство в мировом кинематографе.

Гувернерство в мировом кинематографе.

Слайд 24Кино про гувернеров
Список популярных фильмов про гувернеров:

Мэри Поппинс, до свидания

1983 г., СССР
Звуки музыки 1965 г., США
Мэри Поппинс 1964 г., Великобритания, США
Дневники няни 2007 г., США
Гувернантка 1998 г., Великобритания
Миссис Даутфайр 1993 г., США
Усатый нянь 1977 г., СССР
Няня 1965 г., Великобритания
Сдается квартира с ребенком 1978 г., СССР
Трое мужчин и младенец в люльке 1985 г., Франция
Гувернантка 2009 г., Россия
Няня 1999 г., Венгрия, США
Кино про гувернеровСписок популярных фильмов про гувернеров: Мэри Поппинс, до свидания 1983 г., СССР Звуки музыки 1965

Слайд 25Кино про гувернеров
«Мэри Поппинс, до свидания»
1983 г., СССР
Режиссер: Леонид Квинихидзе
В главных

ролях:
Наталья Андрейченко, Филипп Рукавишников, Анна Плисецкая, Лембит Ульфсак, Альберт Филозов, Лариса Удовиченко, Олег Табаков, Ирина Скобцева, Зиновий Гердт, Марина Нудьга

Сюжет: Семейство Бенкс озабочено поисками няни для своих детей. И как это бывает только в сказке, она появилась прямо из воздуха, прекрасная, ни на кого не похожая. Как раз такая, какую мечтали бы иметь в своем доме всякие любящие родители.
Кино про гувернеров«Мэри Поппинс, до свидания»1983 г., СССРРежиссер: Леонид КвинихидзеВ главных ролях:Наталья Андрейченко, Филипп Рукавишников, Анна Плисецкая,

Слайд 26Кино про гувернеров
«Звуки музыки» 1965 г., США,
премия Оскар «Лучший фильм

года»
Режиссер: Роберт Уайз
В главных ролях: Джули Эндрюс, Кристофер Пламмер, Чармиан Карр, Николас Хэммонд
Сюжет: Действие фильма происходит в австрийском Зальцбурге накануне Второй мировой войны. Молодая девушка по имени Мария, оставшись сиротой, находит приют в женском монастыре и готовится стать монахиней. Однако ей предлагают место гувернантки в семье, состоящей из армейского офицера, патриота своего отечества, у которого недавно умерла жена, мать его семерых детей…
Кино про гувернеров«Звуки музыки» 1965 г., США, премия Оскар «Лучший фильм года»Режиссер: Роберт УайзВ главных ролях: Джули

Слайд 27Кино про гувернеров
«Джейн Эйр» 1983 г., Великобритания
Режиссер: Джулиан Эмис
В главных ролях:
Зила

Кларк, Тимоти Далтон, Роберт Джеймс, Джуди Корнуэлл
Сюжет: Джейн Эйр, скромная, но гордая и независимая девушка — сирота, устраивается гувернанткой в поместье мистера Рочестера. Полюбив друг друга, Джейн и Рочестер собираются пожениться. Став невестой любимого человека и испытав небывалое счастье, Джейн сохраняет самообладание и независимость. Она продолжает давать уроки его дочери и отвергает роскошные подарки жениха.
Кино про гувернеров«Джейн Эйр» 1983 г., ВеликобританияРежиссер: Джулиан ЭмисВ главных ролях:Зила Кларк, Тимоти Далтон, Роберт Джеймс, Джуди

Слайд 28Кино про гувернеров
«Усатый нянь»
1977 г., СССР
Режиссер: Владимир Грамматиков
В главных ролях:
Сергей Проханов,

Людмила Шагалова, Елизавета Уварова, Марина Матвеенко, Надежда Самсонова, Александр Сажин, Валерий Кисленко, Сергей Бачурский
Сюжет: Молодой человек, лоботряс — допризывник Кеша, не способен надолго задержаться ни на одной работе. Ну никак не хочет он превращаться во взрослого человека! И вот он становится объектом смелого эксперимента: его берут на работу в детский сад.
Кино про гувернеров«Усатый нянь»1977 г., СССРРежиссер: Владимир ГрамматиковВ главных ролях:Сергей Проханов, Людмила Шагалова, Елизавета Уварова, Марина Матвеенко,

Слайд 29Кино про гувернеров
«Гувернантка»
1998 г., Великобритания
Режиссер: Сандра Голдбахер
В главных ролях:
Минни Драйвер, Том

Уилкинсон, Флоренс Хот, Джонатан Риз Майерс
Сюжет: Героиня этой странной истории, девушка по имени Розина, устраивается гувернанткой в дом состоятельного шотландца, мистера Кавендиша. Дом, где Розине предстоит воспитывать избалованную дочь хозяина, располагается на отрешенном от внешнего мира острове. Здесь мистер Кавендиш экспериментирует с новейшим изобретением своего времени — фотографией. Розина, вызывается ассистировать в его фотографических опытах. Между ними вспыхивает сильнейшая страсть.
Кино про гувернеров«Гувернантка»1998 г., ВеликобританияРежиссер: Сандра ГолдбахерВ главных ролях:Минни Драйвер, Том Уилкинсон, Флоренс Хот, Джонатан Риз МайерсСюжет:

Слайд 30Художественные картины
Гувернантка
Жан Батист Симеон Шарден 1739
Д.П. Воейков, его дочь Варвара

и гувернантка мисс Сорок
Василий Тропинин 1842
Художественные картиныГувернантка Жан Батист Симеон Шарден 1739Д.П. Воейков, его дочь Варвара и гувернантка мисс Сорок Василий Тропинин

Слайд 31Художественные картины
Гувернантка
Александр Кабанель 1865-1870
Гувернантка с ребенком
Кассат Мери

Художественные картиныГувернанткаАлександр Кабанель 1865-1870Гувернантка с ребенком Кассат Мери

Слайд 32Художественные картины
Гувернантка
Кристофер Вуд
К родным местам
Пастернак Леонид Осипович

Художественные картиныГувернантка Кристофер ВудК родным местамПастернак Леонид Осипович

Слайд 33Художественные картины
Гувернантка
Ребекка Соломон 1851
Гувернантка с двумя девочками
Джордж Гудвин Килбёрн 1873

Художественные картиныГувернантка Ребекка Соломон 1851Гувернантка с двумя девочкамиДжордж Гудвин Килбёрн 1873

Слайд 34Художественные картины
Наем гувернантки
Шанкс Эмилия Яковлевна 1913
Приезд гувернантки в купеческий дом Перов

В.Г. 1866
Художественные картиныНаем гувернанткиШанкс Эмилия Яковлевна 1913Приезд гувернантки в купеческий дом Перов В.Г. 1866

Слайд 35Художественные картины
Новая гувернантка
Томас Баллард 1877
Новая няня
Франсуа-Луи Ланфант де Метц

Художественные картиныНовая гувернантка Томас Баллард 1877Новая няняФрансуа-Луи Ланфант де Метц

Слайд 36Художественные картины
Ребенок с гувернанткой
Эдгар Дега 1870
Сон
Джон Эверетт Милле 1867

Художественные картиныРебенок с гувернанткойЭдгар Дега 1870СонДжон Эверетт Милле 1867

Слайд 37 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть