Слайд 1Групповые приёмы работы в начальной школе
Слайд 2
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут
открывать это новое сами.
Моя главная задача - помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».
И.Г.Песталоцци
Слайд 3Необходимость нового подхода к обучению
Задача школы сегодня – воспитать ученика,
умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Секрет успешности обучения – развитие коммуникативных навыков.
Слайд 4Цели использования групповых технологий в обучении детей
a) Дать каждому ребенку эмоциональную
и содержательную поддержку, без которой многие первоклассники вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера.
б) Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса.
в) Дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться. В первом классе – это функция контроля и оценки, позже – целеполагания и планирования.
г) Дать учителю, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке ''обучение'' и ''воспитание'', строить и человеческие, и деловые отношения детей.
Слайд 5Технологический процесс групповой работы
1. Подготовка к выполнению группового задания.
а)
Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации)-
б) Инструктаж о последовательности работы.
в) Раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа.
г) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
д) Распределение заданий внутри группы.
е) Индивидуальное выполнение задании.
ж) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
з) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
и) Подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть.
к) Сообщение о результатах работы в группах.
л) Анализ познавательной задачи, рефлексия.
м) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
Слайд 6Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех
задания.
Дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами
Слайд 7Роли в группе
чтец – читает вслух;
секретарь – записывает от лица группы;
докладчик
– рассказывает, что решила группа;
хронометрист – следит за временем
сотрудник – участник группы, участвующий в обсуждении
Слайд 8Алгоритм работы в группе.
1.Повторение задания для осознанного понимания.
2. Анализ условий (разграничение
границ знаний для нахождения способа решения задачи).
3. Выдвижение версий всеми членами группы.
4.Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих.
5.Совместное принятие решения.
6.Анализ решения. Оформление.
7.Проговаривание в группе выступления.
8.Представление решения.
Слайд 9Оценка личностных результатов
характеристика достижений и положительных качеств ученика;
определение приоритетных задач
и направлений личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем ребёнка
Слайд 10Контроль учителя за групповой работой
Учитель должен распределять время на каждый этап
работы и внимательно наблюдать за работой группы :
- Как дети сидят?
- Внимательны ли они или отвлекаются?
- Как ведут себя: живо или апатично?
Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения?
Слушают ли друг друга?
- Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству?
Слайд 11Главные условия качественной
работы группы
взаимопонимание между членами группы;
умение разрешать
конфликты;
вести грамотный, культурный диалог
Слайд 12Положительные моменты при использовании групповых технологий
1) Дети всегда готовы делиться тем,
что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
2) Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию.
3) Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.
4) Знания усваиваются прочнее.