Слайд 1
Творческий отчёт
учителя начальных классов
Лавровского филиала МОУ «Шульгинская ООШ»
Поповой Татьяны Михайловны.
Слайд 2
Тема:
«Формирование полноценного навыка чтения»
Слайд 3Цель:
Определить наиболее эффективные методы и приёмы работы, способствующие развитию полноценного навыка
Слайд 4Актуальность:
Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Полноценный
навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и способ общения.
Слайд 5
Чтение – это окошко, через которое дети видят, познают мир и
самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают.
Слайд 6Компоненты входящие в состав навыка чтения
Осознанность
Правильность
Выразительность
Темп, скорость чтения
Способ чтения.
Слайд 7Задачи
Развивать артикуляционный аппарат учащихся, установить недочёты устной речи: шепелявость, картавость, заикание;
Развивать
кратковременную память;
Расширять у учащихся поле одновременного восприятия текста;
Вырабатывать внимание к читаемому материалу, устранять непродуктивные возвраты к прочитанному;
Слайд 8
5. Устранять внутренние (тем более внешнее) проговаривания читаемого и создать психическую
установку (привычку) на возможность чтения без озвучивания, т.е. перейти на динамическое чтение, что поможет с первого прочтения запомнить от 70% до 90% информации;
6. Добиваться понимания прочитанного;
7. Развивать тонкие движения пальцев рук;
8. Устранять причины, тормозящие процесс чтения.
Слайд 9Управлять процессом формирования навыка чтения можно при соблюдении следующих условий:
необходимо опираться
на развитие таких важнейших психических процессов, как воспитание, память, мышление;
подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с лёгкостью прочитать текст и понять прочитанное (создание ситуации успеха);
учитывать индивидуальные особенности ребёнка;
Выстраивать процессы обучения так, чтобы у ребёнка формировался интерес к знаниям, к чтению и к книге вообще;
В системе проводить упражнения способствующие развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения.
Слайд 10Этапы техники чтения в начальной школе
Формирование техники чтения на начальном этапе.
Развитие
кратковременной памяти.
Совершенствование внимания.
Упражнения, развивающие оперативное поле.
Упражнения, развивающий гибкость и скорость чтения.
Упражнения на интонацию.
Отключение «слуховых», «звуковых» аппаратов во время чтения.
Формирование динамического чтения.
Слайд 11Причины тормозящие процесс чтения
Первая – малое поле зрения при чтении.
Вторая
– регрессия глаз.
Третья – артикуляция при чтении.
Четвёртая – отсутствие гибкой стратегии чтения.
Пятая – отсутствие внимания при чтении.
Слайд 13
Анкетирование учащихся по следующим вопросам:
1. Что ты больше любишь?
- Читать сам;
-
слушать чтение взрослых.
2. Как ведут себя родители во время твоего чтения?
- Хвалят тебя;
- ругают тебя.
3. Читают ли в вашей семье книги вслух?
- Читают;
- на читают.
4. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?
- Да;
- нет.
Слайд 14
Анкетирование родителей по следующим вопросам:
1. Что чаще всего предпочитает ваш ребёнок?
-
Любит читать сам;
- слушать чтение взрослых.
2. Как вы поступаете, когда читает ваш ребёнок?
- Хвалите его;
- ругаете.
3. Принято ли в вашей семье читать книги вслух?
- Конечно да;
- нет.
4. Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребёнок?
- Безусловно, да;
- наверное, нет.
Слайд 17Комплект новых учебников для начальной школы - «Планета знаний»
Слайд 18Результаты работы по программе «Планета знаний»
Повысился познавательный интерес к урокам.
Ребята
учатся самостоятельно определять цель своей деятельности.
Оценивают свои возможности в учебной работе.
Слайд 19Дыхательная гимнастика и подготовка голоса
Задуйте свечу
Обрызгайте бельё водой
Выдох со счётом
Использование скороговорки
Медвежата.
В лифте.
Ручка в зубах.
Слайд 20Чтение блоков
Слитное прочтение двух рядом стоящих букв (первая группа блоков).
Уа ау
иа ея ия ао яю ею
Еу ад аж ай ам ап ар ах! Ей ел ем
Ед еж ек иж из ик ил им иф их ой!
Слайд 21Отработка дикции
Сенька с Санькой вёз Соньку на санках.
Шла Саша по
шоссе и сосала сушку.
Утром, присев на пригорке, учат сороки скороговорки.
От топота копыт, пыль по полю летит.
Шел Егор через двор с топором чинить забор.
Проворонила ворона воронят.
Слайд 22Упражнения для развития
выразительности чтения.
Умения
Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные
и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния.
Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание).
Ставить логическое ударение в предложении.
Читать по ролям, в лицах.
Слайд 24Развитие оперативной памяти
Примеры используемых зрительных диктантов:
Тает снег
Небо хмурое
Трещат морозы
Наступила осень
В лесу много берёз
Ярко светит солнце
Пролетело жаркое лето
Солнышко светит и греет
Слайд 25Развитие речевого аппарата
Речевая зарядка
Артикуляция гласных, согласных, их сочетаний. Пропевание гласных.
Чтение чистоговорок.
Слайд 26 Работа над развитием зрительной памяти
Игра «Что пропало?».
«Таблица
Слайд 27Расширение поля чтения.
Таблицы, разработанные академиком О. Андреевым.
Чтение букв, слогов, записанных
пирамидкой с фиксацией взгляда на средней линии.
м а
м о
м у
м и
м е
м ы
45 мм.
Слайд 28Игра «Видишь или нет?»
Чтение слов на карточке за короткое время.
Например:
бури снег
ветры весна
ураганы ручьи
разыграйся побежали
заморозить зазеленела
Тренировка
в чтении однокоренных слов разных частей речи.
Чтение слов, записанных пирамидкой.
Таблицы цифр.
Слайд 29Развитие смысловой догадки
Чтение слов с пропущенными буквами (восстанови слово).
К..Ш..А С..Б..КА
К..О..О..ИЛ К..Р..ВА
С..Л..В..Й С..ОН
Б..Г..М..Т В..Р..НА
Разгадывание
слов с перепутанными буквами (анаграммы):
ФИТЛУ ПИГАСО ПАКТИ
3 5 1 4 2 3 6 5 2 1 4 3 2 4 1 5
Слайд 30Чтение рассказов с пропущенными буквами в окончаниях.
Гроза.
Гроза надвига-. Огромная лиловая
ту- медленно выплыва из-за ле-. Сильный ветер загуд- в выши-. Дере- забушева-. Крупные кап- дож- резко застуча по листь-, но вот солн- опять засия-. Как всё засверка- вокруг. Как пахнет земляни- и гри-.
Чтение текстов с пропущенными словами.
Над городом повисли снеговые - . Вечером началась - . Снег повалил большими -. Холодный ветер выл, как дикий -. На конце пустынной и глухой – вдруг показалась девочка. Она была худа и бедно-. Она подвигалась медленно вперёд, валенки свалились с ног и – ей идти.
Слайд 31Упражнения на развитие чтения без повторов.
Чтение с закладкой.
Чтение слов, записанных
разновеликим шрифтом.
ПЫлеСОС СнеГИри
ВоРОбьИ ТЕтеЕВОочЕК
Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями.
СНЕ | ГО | ПА | ДЫ
СНЕ – ГО – ПА – ДЫ
Слайд 32Развитие внимания.
Сравни рисунки и найди 10 отличий.
Определи как кого зовут
Миша
бежит на встречу Саше.
Рядом с Вовой стоит Маша и держит мяч.
Пока твой друг считает до 5 постарайся запомнить все предметы. Закрой глаза и назови их.
Назови лишний предмет.
Игра «Цепочка слов»
Слайд 33Развиваем тонкие движения пальцев рук
Гимнастический комплекс;
Задания по рисованию и раскраске;
Упражнения для
развития координации движений пальцев рук.
Например:
Кошку, которая нарисована слева, обведи левой рукой, а ту, которая нарисована справа - правой.
Сколько раз вы рисуете круг и треугольник за одну минуту?
Упражнения «Соедини цифры» (не отрывая карандаш от бумаги, посмотри, что получилось).
Изготовление различных поделок и выполнение проектов на уроке технологии.
Слайд 34Упражнения для развития темпа скорости чтения.
Чтение «эхо» (на первом этапе
обучения грамоте).
Чтение «канон».
Чтение «спринт».
Чтение со счётом слов.
Упражнение «Чтение-разводка».
«Жужжащее чтение»
Чтение с простукиванием ритма.
Чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки).
Слайд 35Упражнения на развитие осознанности чтения
Назови одним словом.
Раздели слова на группы.
К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Слайд 36Гимнастика для глаз
Смотреть на доску две, три секунды, за тем
перенести взор на кончик носа на 3-5 сек. Повторить пять раз.
Вращаем глазами по часовой стрелки и в обратную сторону и т.д.
Слайд 38Урок «Возникновение и развитие письменности в Древней Руси».