Слайд 1
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Слайд 2 Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и
приветливости. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. В последние десятилетия утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более заметной. Поэтому особую значимость это направление в работе образовательных учреждений приобрело сегодня.
Слайд 3 В большинстве сложившихся мнений педагогов заложена мысль о том, что наиболее
благоприятными условиями для целенаправленной организации процесса воспитания патриотических чувств детей является младший школьный возраст - это период развития детей от 6-7 до 10 лет .
Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень сильны и ярки. Это позволяет задерживать их в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень актуально в воспитании патриотизма.
Слайд 4 Школа реализует данный процесс комплексно и немаловажную роль в этом играет
внеурочная деятельность, так как она оказывает влияние на все сферы социальной жизни обучающихся и, следовательно,способствует формированию и развитию патриотических чувств у школьников.
Слайд 5
Цель исследования – рассмотреть проблемы и пути решения патриотического воспитания младших
школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования – внеурочная деятельность как средство формирования патриотических качеств у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – процесс формирования патриотических качеств у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования - возможно сформировать патриотизм у детей младшего школьного возраста, если ввести комплекс внеурочных мероприятий
Слайд 6 Задачи:
Изучить психолого – педагогическую, методическую литературу по проблеме патриотического воспитания младших
школьников;
Рассмотреть теоретические основы «Патриотизма», «Патриотического воспитания»;
Раскрыть психолого-педагогическую характеристику формирования патриотических качеств у детей младшего школьного возраста;
Проанализировать организацию внеурочной деятельности в школе;
Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение уровней сформированности патриотического воспитания младших школьников;
Разработать методические рекомендации по внеурочной деятельности, направленные на формирование патриотических качеств у детей младшего школьного возраста.
Слайд 7 Методы исследования:
1.Теоретические:
- анализ психолого-педагогической и методической
литературы по патриотическому воспитанию;
- анализ патриотических программ, используемых учителями гимназии.
2. Эмпирические:
-наблюдение;
-анкетирование;
- беседа.
Слайд 8 Эксперимент проводился с октябрь 2016 по январь 2017 года на базе
МБОУ «Гимназия № 93» Советского района города Казани.
Слайд 9 4а 28 (16 девочек и 12 мальчиков) детей в возрасте
8-9 лет, они составили экспериментальную группу; в этой группе проводилась целенаправленная работа по формированию патриотического воспитания
4б 25 детей в возрасте 8-9 лет (9 девочек и 16 мальчиков), они составили контрольную группу
Слайд 101 этап – констатирующий проводился с 10-15 октября 2016 года.
Анкета
на выявление уровня сформированности патриотического воспитания младших школьников
Как называется страна, в которой ты живешь?
Как называется твой родной город?
По какому адресу ты проживаешь?
Какие достопримечательности есть в твоем городе?
Какие парки и скверы есть в твоем городе? Как они называются?
Названия каких улиц и площадей твоего города тебе известны?
Что изображено на флаге России?
Какой герб у России?
Что изображено на гербе твоего родного города?
С каких слов начинается Гимн России? (напиши две первые строчки
Какие народные игрушки ты знаешь?
Какие праздники отмечаются в нашей стране?
Какие национальные предметы быта русского человека ты знаешь?
Как называется жилище русского человека? Какие предметы быта в нем есть?
Какие природные богатства нашей страны ты знаешь?
Какие природно-климатические зоны нашей страны тебе известны?
Напиши вид ландшафта твоего населенного пункта (горы, равнина)?
Слайд 11Исследуемыми критериями выступали:
знания о своей Родине;
знание символики России;
наличие представлений о народной
культуре,
праздниках, быте и традициях страны;
знания о природе страны.
Критерии оценки:
За каждый правильный ответ -1 балл.
За неполный ответ – 0,5 балла.
За неправильный ответ – 0 баллов.
Слайд 12
Экспериментальная группа :
74% - низкий уровень
сформированности патриотических качеств;
15% - средний;
11% - высокий.
Контрольная группа:
32% - низкий уровень;
56% - средний;
12% - высокий.
Слайд 13 2 этап – формирующий эксперимент проводился с 16 октября по декабрь
2016 года. В эксперименте приняли участие обучающиеся 4А класса. Организация экспериментальной работы осуществлялась поэтапно и таких этапов мы условно выделили три: подготовительный, основной и заключительный.
Слайд 14
Основной этап включал в себя 17 внеурочных мероприятий,
состоящих из направлений: историко-краеведческого, гражданско-патриотического, экологического, трудового, семейного.
Слайд 16 Тематически все мероприятия объединены, призваны развивать интерес к истории, культуре, традициям
России, а также воспитывать чувство гордости за свою страну, знакомят обучающихся с основными понятиями, такими как: "государство", "гражданин", "конституция", "государственные символы страны: флаг, герб, гимн", «культура», «традиции», «праздники» и т.д.
Слайд 18 3 этап – контрольный. После проведения разработанных нами комплекса мероприятий по
внеурочной деятельности был проведен контрольный этап эксперимента, с целью выявления изменений уровней сформированности патриотических представлений респондентов экспериментальной и контрольной групп.
Слайд 19Контрольная группа:
Был низкий уровень 32% стал 36%
Был средний уровень 56%
стал 28%
Был высокий уровень 12% стал 36%
Слайд 20Экспериментальная группа:
Был низкий уровень 74% стал 5%
Был средний 15% стал 79%
Был высокий 11% стал 21%
Слайд 21 Таким образом, по итогам результатов нашего эксперимента
можно сделать общий вывод о том, что задачи решены в полном объеме, цель достигнута, рассмотрены проблемы и пути решения патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. В ходе проведения эксперимента доказана гипотеза о том, что возможно сформировать патриотизм у детей младшего школьного возраста, если ввести комплекс внеурочных мероприятий.