Слайд 1Формирование метапредметных компетенций учащихся
Учитель начальных классов Кузмичева О.В.
Слайд 4От развития УУД к метапредметным компетенциям
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
Регулятивные (организация учебной деятельности)
Познавательные
(общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные (социальная компетентность и учёт позиции других людей)
Слайд 5Образовательные компетенции:
изучать;
искать;
думать;
сотрудничать;
приниматься за дело;
адаптироваться.
Слайд 6Образовательные продукты:
Уровень развития метапредметных компетенций проявляется в образовательных продуктах:
а) внешних:
исследовательские
работы;
рефераты;
книжки;
макеты;
задачники;
презентации;
карты;
сценические постановки;
поделки и т.п.
Слайд 7Образовательные продукты:
б) внутренних:
организационно-деятельностные умения;
способы познавательной деятельности;
коммуникативные навыки;
творческие способности.
Слайд 8Способы формирования метапредметных компетенций младших школьников на уроках литературы, окружающего мира
Метод исследования (работа со справочной литературой,умение анализировать и делать выводы, оформлять свою речь).
Технология продуктивного чтения
Метод проектов (мини-викторины, подготовка иллюстраций, навыки сотрудничества, справка о писателе,умение работать с информацией, использовать знако-символические средства).
Работа в парах и малых группах.
Слайд 9Способы формирования метапредметных компетенций младших школьников на уроках литературы, окружающего мира
Создание проблемных ситуаций
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». (Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.)
Прием «Верные-неверные утверждения» (предлагаю ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая)
Слайд 10Способы формирования метапредметных компетенций младших школьников на уроках литературы, окружающего мира
Прием
логического запоминания учебной информации (самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему и пр.; составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; составление сводных таблиц, граф-схем, подготовка докладов и написание рефератов, «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».
Прием театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся
Слайд 11Способы формирования метапредметных компетенций младших школьников на уроках литературы, окружающего мира
Упражнение
«Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации.
Прием составления плана.
Прием составления граф-схемы. Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста.
Создание учащимися литературных произведений (сказок, рассказов, басен, баллад).
Слайд 12Способы формирования метапредметных компетенций младших школьников на уроках литературы, окружающего мира
Прием
составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.
Прием логического запоминания учебной информации ( самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему и пр.; составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; подготовка докладов и написание рефератов, «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».
Прием театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся
Слайд 13.
«Великая цель образования не знания, а действия», - сказал в свое
время Герберт Спенсер.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,-
Пока идёшь за кем – то в след,
Дорога не запомнится.
Зато куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога, что ты сам искал,
Вовек не позабудется.