Слайд 1«Формирование коммуникативной функции речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой
игры. Организация предметно – пространственной среды для сюжетно – ролевых игр для дошкольников»
Выполнила: Шмелева Елена Валентиновна
Воспитатель высшей квалификационной категории
Слайд 2Формирование коммуникативности –
важное условие нормального
психологического развития ребенка
Слайд 3Коммуникативные способности - это способность к общению, которую необходимо развивать с
раннего возраста.
Слайд 4Коммуникативные способности
ЖЕЛАНИЕ ВСТУПАТЬ В КОНТАКТ
УМЕНИЕ ОРГАНИЗОВАТЬ ОБЩЕНИЕ
ЗНАНИЕ НОРМ И ПРАВИЛ В
ОБЩЕНИИ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ
Слайд 5
Сюжетно – ролевая игра есть деятельность,
в которой дети сами моделируют
общественную жизнь взрослых
Игра – ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте
Слайд 6Влияние игры на развитие ребенка
стимулирует развитие познавательной сферы
познает смысл человеческой
деятельности
учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других
способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка
Слайд 7Сюжетно-ролевая игра
Дети учатся языку общения
Взаимопомощи
Взаимопониманию
Подчинять свои действия действию других игроков
Слайд 8Сюжетно-ролевая игра является для дошкольников
, ,
школой развития реальных взаимоотношений
формирования навыков общения
коммуникативных умений со
сверстниками и взрослыми.
Слайд 9«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние,
нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»
Е.И. Тихеева
Слайд 10
1. Выполнение санитарно – гигиенических требований (влажная уборка, проветривание,
мытье игрушек).
2. Организация игрового пространства (организация предметно – игровой среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников; атрибуты для сюжетно – ролевой игры должны быть красочными, эстетичными, прочными; создание безопасных условий игры; игровое пространство должно соответствовать содержанию игры и количеству играющих; атрибуты для сюжетно – ролевых игр должны быть доступны детям).
Слайд 113. Наличие игрушек.
Сюжетно – образная игрушка. Это игрушка, отражающая в себе
образ одушевленного существа (мишки, зайцы, котики и т.д.). Важный аспект таких игр – постановка определенного сюжета (сказки, жизненной ситуации) – поэтому они называются – сюжетными.
Техническая игрушка. Она отражает средства передвижения, технику, используемую в труде, средства связи и информации.
Игрушка – забава. Это – смешные человечки, фигурки зверей, домашних животных. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность.
Слайд 12Маскарадно – елочная игрушка. (Она лишь чем–то напоминает тот или иной
персонаж, например – хвост, клюв, ушки). Но этого достаточно, что бы дети играли, жили в образе.
Спортивно – моторная игрушка. Предназначена для осуществления задач физического воспитания.
Музыкальная игрушка. Удовлетворяет интерес к звукам.
Театральная игрушка. Она служит целям эстетического воспитания, развивает речь, мышление, воображение, способность воспроизведения.
Слайд 13Дидактическая игрушка. Предназначена для сенсорного и умственного развития, обучения ребенка (шары,
пирамиды, матрешки, парные картинки).
Строительный материал. Назначение – развитие внимания, сообразительности, конструктивных способностей детей.
Игрушка – самоделка. При изготовлении игрушки ребенок мыслит, преодолевает затруднения, радуется успеху.
Слайд 14Требования к игрушкам
должна побуждать детей к творчеству, формировать дружеские взаимоотношения, организованность,
справедливость;
должна быть динамичной;
отражать здоровый юмор;
должна быть окрашена стойкими, безопасными красками;
легко подвергаться обработке
Слайд 154. Организация центров сюжетной игры и педагогические задачи соответственно возрасту.
РППС в
современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требованиям: это прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. При этом нельзя не учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и то обстоятельство, что они находятся в дошкольном образовательном учреждении, работающем по определенной образовательной программе. Это означает, что, создавая в дошкольном учреждении условия для осуществления детьми права на игру, необходимо предложить им не только наиболее удобное в распорядке дня время для игры, но и выделить подходящее место, оборудовав его универсальной РППС, пригодной для организации различных видов игр.
Слайд 16Принцип универсальности РППС является очень важным, так как он позволяет самим
детям и детям вместе с воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития.
Именно поэтому предметно-игровая среда должна быть развивающей, т.е. она должна функционально моделировать развитие игры и ребенка через игру.
РППС отвечает также и принципу системности, который представлен самостоятельностью ее отдельных элементов между собой и с другими предметами, составляющими целостность игрового пространства
Слайд 17В состав предметно-игровой среды входят:
крупное организующее игровое поле;
игровое оборудование;
игрушки;
игровая атрибутика разного рода;
игровые материалы.
Все эти игровые средства находятся обычно не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в групповой комнате, игровом зале, на площадке (веранде) участка детского сада.
Слайд 18Игровые средства обязательно должны быть сомасштабны друг другу и другим предметам
интерьера. Это означает, что интерьер должен не содержать ничего лишнего и органично сочетаться в эстетическом отношении с игровыми средствами. Все игровые и неигровые предметы должны отвечать принципу безопасности.
Педагог, принимая участие в организации сюжетно-ролевой игры, должен передавать постепенно усложняющийся опыт построения сюжетной игры, заботится о создании предметно-игровой обстановки в группе, которая будет являться стимулом развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры.
Слайд 19
Педагогическая ценность макета в организации предметно – игровой среды.
Макет - это
уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического).
Учитывая многообразие сюжетных игр, педагоги должны ориентироваться на организацию таких сюжетных игр, в которых каждый ребенок сможет:
удовлетворять свои интересы;
реализовывать свои возможности;
создавать игровой сюжет и реализовать его;
проявлять индивидуальные особенности игрового творчества.
Слайд 20
Создать такие условия помогают игры с макетами, они являются более высокой
степенью сюжетно-ролевых игр, они востребованы старшими дошкольниками и способствуют развитию ребенка.
Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в группах старшего дошкольного возраста, педагог имеет возможность решать задачу, связанную с развитием сюжетосложения у детей и свободного проявления их индивидуально-стилевых особенностей в игре.
Слайд 21«Универсальные» макеты условно делятся на два типа:
1. Макеты-модели:
Макет-модель представляет собой небольшую
плоскость с закрепленными на ней устойчивыми сооружениями (дома, церковь, светофор), добавлением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие действия-события, мелкий транспорт - автомобили, самолеты, наборы мелких фигурок–персонажей - семья, солдатики, сказочные персонажи, фантастические персонажи, антураж (деревья, цветы).
Слайд 222. Макеты-карты:
Макеты-карты представляют собой плоскости с обозначенными на них местами для
расположения возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, бензоколонки) и дополнением служат предметы, обозначающие события–действия - это транспорт.
Обитатели-персонажи, дополнительный антураж к макету, да и сам макет могут быть сделаны в процессе продуктивной совместной деятельности детей с воспитателем (из бумаги, картона, проволоки, соленого теста, природного материала), что способствует развитию творчества в различных видах деятельности (в ручном труде, конструировании и изготовлении макетов).
Слайд 23Таким образом, игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках
игровой площади, которые бы давали простор изобретательности.