Слайд 1Формирование читательской компетентности младшего школьника
подготовила учитель начальных классов высшей категории
МБОУ
«СШ №33» г.Смоленска
Кирсей Ольга Васильевна
Слайд 2Книга – это духовное завещание одного поколения другому.
Вся жизнь человечества последовательно
оседала в книге: племена, государства исчезали, а книга оставалась…
А.И. Герцен
Слайд 3Актуальность темы
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ УУД, СПОСОБСТВУЮЩИХ
ЛИЧНОСТНОМУ, ОБЩЕСТВЕННОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ УЧАЩИХСЯ, ИХ АДЕКВАТНОЙ АДАПТАЦИИ В СЛОЖНОЙ И ДИНАМИЧНОЙ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ
Слайд 4Цель:
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И ОСОЗНАНИЯ СЕБЯ КАК ГРАМОТНОГО ЧИТАТЕЛЯ, СПОСОБНОГО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА САМООБРАЗОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЯ УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Срок реализации – 2013-2017 год
Слайд 5Этапы работы над темой
I этап – аналитический
( II пол. 2013
г.- Iпол 2014 г.)
изучение состояния проблемы в теории и практике начальной школы;
систематизация дидактического материала;
выработка стратегии;
входной контроль:
- методы опроса ( беседы, анкетирование);
- техника чтения
Слайд 6 II этап – внедренческий
(2014-2016 г.)
разработка
и использование методов и приемов совершенствования навыка чтения
Разработка уроков, внеклассных мероприятий, направленных на формирование читательской компетенции младших школьников
осуществление совместной работы с родителями и библиотекой
Слайд 7 III этап – оценочный
(2017г.)
Проверка техники чтения
Диагностика по выявлению круга
интересов в самостоятельном выборе книг для чтения
Диагностика уровня развития читательских умений младших школьников
Слайд 8Отработанные теоретические вопросы
Условия формирования читательской компетентности
Этапы формирования читательской компетентности
эффективные методы и
приемы по формированию читательской компетентности учащихся на каждом этапе в урочной и внеурочной деятельности
Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями «Техника быстрого чтения»
Воронина Т.П. Читаем быстро и внимательно. Качество чтения младших школьников
Слайд 9Условия формирования
организация системы работы по формированию у младших школьников типа правильной
читательской деятельности;
использование современных технологий (в том числе ИКТ), нестандартных форм работы в учебной и внеурочной деятельности, типов заданий, позволяющих развивать читательскую компетентность, самостоятельность читателя, его познавательную мотивацию, умения и навыки работы с художественными и информационными текстами;
создание единого книжного окружения и книжных интересов детей и родителей как основы успешного формирования грамотного читателя в семье;
учёт возрастных, психологических особенностей развития младших школьников.
Слайд 11Формы и виды работ
Нестандартные уроки (литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ)
Ведение
читательских дневников
Создание классной библиотеки
Уроки читательского мастерства
Презентации по творчеству писателей
Для подготовки к урокам дополнительная литература
Пятиминутки жужжащего чтения
Тесное сотрудничество со школьной библиотекой
День книги
Проблемно- поисковые ситуации
Беседы, дискуссии
Семейное чтение
Слайд 12МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
1.Творческие задания практического действия(работа с
иллюстрацией, лепка и аппликация, моделирование обложки, книжки-самоделки)
2.Творческие задания игрового содержания
(кроссворды, викторины, драматизация, сказочные объявления и телеграммы)
3.Творческие задания речевой деятельности (составление вопросов к тексту, придумывание продолжения, творческое сочинение, работа с читательским дневником, творческое пересказывание)
4.Упражнения на определение смысловой структуры текста (работа с деформированным текстом, озаглавливание)
5.Упражнения на повышение уровня внимания и памяти (зрительные диктанты, наборщик, найти слово в слове, поиск в тексте заданных слов)
Слайд 13Внеклассная работа
Внеклассные занятия
Работа с родителями
Слайд 14Итоги
1. Высокий уровень успеваемости и качества знаний учащихся
Слайд 152.Повышение интереса учащихся к чтению
Слайд 163.Разнообразный круг интересов в самостоятельном выборе книг
Слайд 17Вывод
Комплексная деятельность, направленная на формирование читательской компетентности имеет положительную динамику ,
способствует повышению качества образования и личностному росту учащихся.
Перспективы
Использование данного педагогического опыта учителями начальных классов при разработке программы формирования универсальных учебных действий, программ внеурочной деятельности.