Слайд 1ФГОС дошкольного образования
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях : ритмопластика, стретчинг, динамические
паузы
Музыкальный руководитель МКДОУ № 12:
Бойко С.В.
2016 г.
Слайд 2 В наше время весьма актуальна
проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве.
В Новом Государственном Стандарте сделан особый акцент на задачи, выделенные в данном документе в разделе «Опыт музыкально-творческой деятельности», дошкольное образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребёнка.
Слайд 3Педагоги дошкольных учреждений,
в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно
решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Слайд 4 Воспитательные и целительные возможности музыки
известны с древних времен.
Исследования современных ученых подтверждают, что произведения П.И.Чайковского снимают нервное напряжение; музыка В.А.Моцарта и Ж.Бизе повышает общий тонус; фортепианная музыка Ф. Шопена, органная музыка И.С.Баха стимулирует творческое мышление, упражнения В.В.Емельянова укрепляют голосовые связки, Стрельниковская дыхательная гимнастика увеличивает объём лёгких.
В система занятий по развитию чувства ритма у детей М.Ю.Картушиной множество замечательных упражнений, которые лаконично вписываются в любое музыкальное занятие.
Слайд 5 При обучении детей не
всегда удаётся достичь поставленных задач (плавности и мягкости в пении, свободы и творчества в движении и т.д.).
Понимание проблемы привело к необходимому поиску инновационных методов и приемов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Музыкальные занятия для дошкольников должны быть направлены не только на формирование основ музыкальной культуры, развитие эстетических, нравственных качеств личности, но и способствовать укреплению здоровья ребенка,
Слайд 6Ритмопластика
Современные дети испытывают "двигательный
дефицит", так как даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами).
Специфической особенностью данной методики является органическая связь языка движений с языком музыки, соотнесение пластических средств выразительности с музыкальными.
Ритмопластика – это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер, они выполняются под музыку в спокойном, медленном темпе, с максимальной амплитудой и растяжением мышц.
Слайд 7Цели ритмопластических движений:
Главная цель ритмопластики – развитие двигательной активности ребёнка средствами музыкально
– ритмической деятельности , построенных на сочетании движений, музыки и слова.
Ритмопластика помогает усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивает музыкальный слух, моторику, координацию движений, память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки.
Музыкально - ритмические движения и ритмопластические упражнения служат задачам музыкального воспитания. Профессор Крестовников в своей книге «Очерки о физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода.
Слайд 8 Специфика применения ритмопластики на музыкальных занятиях — в
овладении ребенком двигательными умениями, навыками творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. И чем раньше мы дадим ребенку разнообразные впечатления, чувственный опыт, тем более гармоничным будет дальнейшее развитие и становление его личности.
В процессе пластических импровизаций под музыку не только развивается фантазия, творческое воображение детей, их способность передавать в движениях различные эмоциональные состояния и образы, но и снимается психическое напряжение.
Слайд 9В комплексах по ритмопластике используются следующие средства двигательного воздействия:
1. Музыкально –
ритмические движения.
2. Упражнения с предметами (ленты, мячи, султанчики и др.)
3. Элементы хореографии (основные позиции рук и ног).
4. Элементы спортивного танца.
5. Упражнения корригирующей гимнастики.
6. Дыхательные упражнения.
Все эти средства объединяются в комплексы в определённой последовательности и используются в хореографических композициях.
Танцевальные ритмопластические этюды и танцевальные композиции на празднике - один из элементов выражения эмоциональной настроенности, веселья, патриотических проявлений, лиричности, силы, здорового духа (например, на спортивно-музыкальных праздниках во время упражнений с мячами, флажками) и т.д. Озорные, зажигательные, хороводные и другие музыкально ритмические движения делают праздник выразительным и привлекательно задорными.
Слайд 10«Динамические паузы»
Динамические паузы или физкультминутки для
дошкольников – прекрасная возможность для ребёнка сделать переход между сменами деятельности на музыкальном занятии, снять эмоциональное напряжение, а так же познакомиться со своим телом.
Динамические паузы можно использовать в течение всего дня в детском саду.
Слайд 11Выполняют следующие функции:
• Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
• Релаксационную – снимают напряжение, вызванное
негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
• Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;
• Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества
• Обучающую – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их
• Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы
• Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.
• Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний
• Лечебную – способствовать выздоровлению.
Слайд 12 Ритмический рисунок может выполняться самыми разными способами: хлопками,
игрой пальцев на столе шагом, бегом, прыжками. Для дошкольников наиболее интересна стихотворная форма таких игр-упражнений, так же можно выполнять под весёлую детскую музыку. Движения должны быть простыми, непринуждёнными, сочетаться со словом и музыкой.
При проведении динамических пауз развиваются пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики, выразительность голоса, мимика.
Слайд 13Что такое игровой стретчинг?
Это специально подобранные упражнения на
растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.
Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.
Слайд 14Задачи игрового стретчинга
У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела,
неумением им управлять.
Упражнения направлены на профилактику различных деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата, формирование правильной осанки.
Кроме этого, развиваются эластичность мышц, координация движений, воспитываются выносливость и старательность.
Дети знакомятся с новыми движениями, учатся их выполнять, а также закрепляют ранее изученные. Все движения должны быть переплетены с сюжетом сказки, которая специально подбирается под тему занятия и постепенно рассказывается в его процессе. В конце этапа дети играют в подвижную игру, цель которой – развитие двигательной активности и коммуникативных качеств.
Слайд 15Здесь можно использовать такие упражнения:
Зернышко»
Разминочное упражнение, которое подготавливает
позвоночник детей к дальнейшей нагрузке.
Ходьба»
Такое упражнение стретчинг делает суставы ног более подвижными, оно эффективно в плане профилактики развития плоскостопия, а также улучшает осанку.
Слайд 16Змея»
Это упражнение стретчинга направлено на растяжку прямых мышц
брюшного пресса, способствует повышению внутриполостного давления.
Велосипед»
Очищаются и восстанавливаются органы пищеварения
Слайд 17Веточка»
Улучшает гибкость позвоночника ,способствует
увеличению роста.
Слайд 18 Успешность реализации любого направления здоровьесберегающей деятельности
зависит от тесного сотрудничества педагогов и родителей. Без их участия и поддержки результаты по здоровьесбережению будут минимальными.
Для привлечения родителей к совместной деятельности используются эффективные формы работы:
литературно-музыкальные гостиные;
театрализованные постановки;
беседы о влиянии музыки на здоровье дошкольников.
Это способствует повышению компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, установлению тесных эмоциональных контактов между детьми и родителями, а также психологическому комфорту дошкольников.