Слайд 2ВВЕДЕНИЕ
I. ФАНДЫР И СКАЗАНИЯ О НАРТАХ
Глава 1. Музыкальные инструменты
осетин и история возникновения фандыра
Глава 2. Нартские сказания и фандыр
Глава 3. Дыууадастанон-фандыр
Глава 4. Киссын-фандыр
Глава 5. Сказители Осетии
II. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДЫУУАДАСТАНОН- И КИССЫН ФАНДЫРА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
План работы
Слайд 3Исследование посвящено осетинскому национальному инструменту – фандыру, под который сказители исполняли
нартские сказания.
Чтобы понять душу народа, нужно вслушаться в его сказки, предания и музыку. Национальная музыка – один из самых мощных корней, питающих «древо жизни» любой традиционной культуры. И одновременно – волшебный ключ к ее тайникам, путь к постижению ее истоков.
Традиционные музыкальные инструменты осетин немногочисленны и имеют значительное сходство с музыкальными инструментами соседних народов, особенно балкарцев, адыгов и сванов.
Самый «национальный» инструмент осетин, несомненно, фандыр. Недаром самое известное, самое значимое произведение великого просветителя Осетии Коста Левановича Хетагурова носит название «Ирон фандыр» («Осетинская лира»).
«Фандыр» в осетинском языке - общее название разных музыкальных инструментов, в том числе щипковых и смычковых. Известны струнные хъисын-фандыр и хъырнаг-фандыр, щипковые дыууыдастанон-фандыр и дала-фандыр. Осетинская гармоника (дальний родственник русского аккордеона) - это тоже «фандыр» («ирон-хъандзал-фандыр»).
Одним из древнейших музыкальных инструментов осетин является смычковый инструмент – киссын-фандыр. В музыкальном быту он был распространен повсеместно и существовал у осетин с незапамятных времен. Наряду с щипковым дыууадастанон-фандыром в народном инструментарии он занимает одно из центральных мест.
Именно эти два инструмента и являются основным предметом нашего исследования
ВВЕДЕНИЕ
Слайд 4Актуальность работы обусловлена, прежде всего, тем, что школьники должны хорошо знать
культуру своего края. Это основа для формирования национальной самоидентичности и внутренней культуры. Нартские сказания – величайшее наследие предков осетинского народа. Исторически сложилось так, что это произведение устного народного творчества сформировалось, сохранилось и дошло до нас благодаря народным сказителям, которые исполняли песни эпоса, аккомпанируя себе на фандыре.
Помимо этого, по нашему мнению, собранные и систематизированные в исследовании данные об осетинских музыкальных инструментах, а также воссоздание их по сохранившимся сведениям, несомненно, представляет интерес для сохранения и популяризации сведений об истоках музыкальной культуры нашего народа.
Актуальность работы
Слайд 5Цель исследования
Цель нашего исследования: проследить и систематизировать сведения о
возникновении и особенностях осетинского фандыра по материалам нартского эпоса, музыковедческой и другой литературы, материалам Интернета, а также воссоздать древнейшие и важнейшие из его образцов: дыууадастанон-фандыр и киссын-фандыр - в макетах.
Слайд 6Нартские сказания и фандыр
Нартский (Нартовский) эпос - эпос, бытующий у осетин, адыгов
(кабардинцев, черкесов и адыгейцев), также известный абхазам, чеченцам, ингушам и другим кавказским народам. Основу его составляют сказания о происхождении и приключениях героев-богатырей ("нартов").
В рамках нашего исследования особенно интересен образ Сырдона. Сырдон - ловкий пройдоха, хитрец и острослов, он же - злокозненный чародей, в эпосе его неоднократно называют "погибелью нартов". Жил Сырдон под землей, вход в его жилище напоминал запутанный лабиринт, и никто не мог найти его дом. Только когда Сырдон украл у Хамыца корову, тот разузнал, где находится дом Сырдона, и убил его семерых сыновей. Скорбя по сыновьям, Сырдон из кисти старшего сына, на которую натянуты жилы его сыновей, изготавливает арфу (фандыр).
Большинство сохранившихся сказаний осетинского нартского эпоса (кадаг) известны в прозаическом варианте. Однако в прошлом сказания имели поэтический строй, и сказители исполняли их в сопровождении фандыра.
Вряд ли сегодня можно было бы говорить о сказаниях нартского эпоса, если бы не фандыр. История создания дыууадастанон-фандыра – одна из самых ярких и запоминающихся страниц Нартского эпоса. Недаром этот сюжет так популярен у осетинских художников.
Слайд 7Махарбек Туганов. Появление фандыра
Слайд 8Батраз Хугаты.
Как появился фандыр
Вот как звучит эта тема в
песне «Гибель семьи Сырдона»
…Возвратясь домой, Сырдон
«…Застыл у двери в горестной тревоге.
Он не услышал ни возни, ни пенья
Своих мальчишек резвых, как олени…
…И в угол заглянувши на мгновенье,
Остановился он в оцепененье.
Заметил он мешок, от крови красный…
…Сырдон собрал куски трех мертвых тел,
В последний раз на них он посмотрел.
Очажный камень стал плитой могилы,
Детей своих под камнем схоронил.
Но одного из сыновей десницу
Себе оставил, чтоб всю жизнь томиться
За то, что сам обрек детей на гибель.
И на деснице мертвой, на изгибе,
От кости лучевой до плечевой,
Из кос покойной матери родной
Он натянул двенадцать волосков.
И был фандыр излюбленный готов,
Фандыр из кости собственного сына,
Где струны – материнские седины.
И в первый раз во всем огромном мире
Над трупами сыграл он на фандыре.
И полилася песнь его живая,
Отцовское мученье изливая…
Слайд 9Появление фандыра
(иллюстрации к нарскому эпосу)
…Но вот Сырдон, оплакивая горе,
Покинул дом, и
на ныхасе вскоре
Он заиграл на горестном фандыре
И так запел, как не певали в мире…
…И слушала земля его с тоскою,
Роняло слезы небо голубое,
На ветках птицы смолкли от печали,
И на цветках уж пчелы не жужжали.
И плакали, забывши все на свете,
Мужья и жены, юноши и дети…
…Поняв значенье тяжких испытаний,
Сказали нарты бедному Сырдону:
«До нас дошли твои глухие стоны,
Ты наш по крови, и во имя мира
Будь вечно с нами со своим фандыром!
Ты изобрел фандыр, рожденный мукой,
Пусть внемлет мир его волшебным звукам!
Ты весь народ потряс своим страданьем,
Живи средь нас, будь нашим упованьем!
За наши муки ты скорбишь душой,
Где ж быть тебе, как не в семье большой».
В народной памяти навек осталось
Сырдона имя, пробуждая жалость.
И вот с тех пор известна стала в мире
Игра Сырдона на фандыре.»
Слайд 10Сказители Осетии
Не случайно в народе говорят: дар слова - дар
Божий. Естественно, к людям, умеющим пользоваться словом, в народе было особое отношение. Зная разные жанры устного народного творчества, они могли украсить своим присутствием любое мероприятие. Вдохновенные поэты и блестящие рассказчики, музыканты – творцы, исполнители, импровизаторы, нередко – певцы, музыкальные мастера и актеры, в большинстве своем они были одновременно признанными знатоками обычного права, в индивидуальности которых к тому же находили свое выражение лучшие черты народа. Поэтому нередко они были незаменимы и при решении споров, казавшихся порой неразрешимыми, будь то примирение кровников или раздел имущества.
Народная память сохранила имена замечательных сказителей нартского эпоса: Батчери Каргиева, Эльмурзы Цагараева, Габадза Шавлохова, Кола Плиева, Акима Джигкаева, Пируза Келехсаева, Бимбола Сланова, Гахи Сланова, Ники Ханикаева…
Сведениями об этих удивительных людях мы обязаны первым собирателям фольклора.
Слайд 11Исполнение нартовских сказаний. Осетия, 1923 г.
Слайд 12Народный сказитель с киссын-фандыром
Слайд 13Выдающийся исполнитель нартских сказаний
Гаха Сланов, 1921 г.
Слайд 17II. ИЗГОТОВЛЕНИЕ
ДЫУУАДАСТАНОН- ФАНДЫРА
И КИССЫН-ФАНДЫРА
Дыууадастанон-фандыр и киссын-фандыр, изготовленные в
Слайд 18Дыууадастанон-фандыр
А. Корпус: длина накладной планки на верхней деке – 50,5
см; накладная планка в двух местах стягивается шнурками из сыромятной кожи с нижней декой, что обеспечивает устойчивость строя при натяжке струн.
Б. Дуга: высота дуги (от основания) – 59, 5 см; расстояние от накладной планки до вершины дуги – 50,5 см; расстояние между струнами (по имеющимся на накладной планке отверстиями для струн) – 3 см; вершина дуги представляет собой простой завиток.
Слайд 20Хъисын-фандыр
Сейчас в Осетии очень мало людей, играющих на киссын-фандыре. Человек,
играющий на киссын, издавна особо почитаем. Обучиться игре на инструменте еще два века назад считалось великим даром.
Мастеров делающих фандыр, практически не осталось, как и самих музыкантов, умеющих на нем играть. Для этого нужно знать старинные секреты его изготовления - как скрипок Страдивари.
Киссын-фандыр имеет круглый чашеобразный корпус. Верхней декой ему служит натянутая козья кожа. Струны изготовлялись из конского волоса. Корпус вырезался из средней части ствола дерева твердых пород (орех, клен, груша). К заготовке и сушке древесины подходили очень тщательно. Интересно, что для народных мастеров значение имело даже то, в каком месте срублено дерево – на северном склоне или на залитом солнцем южном. По их мнению, инструмент, изготовленный из лесоматериала «солнечной зоны» по своим звуковым качествам отличался от прочих.
Слайд 21Хъисын-фандыр
А. Корпус: 1 – головка, 2 – колки, 3 –
кожаный перехват, «порожек», 4 – гриф, 5 – струны, 6 – чаша корпуса, 7 – кожаная дека, 8 – кобылка-подставка, 9 – подгриф, струнодержатель, 10 – пуговка, кнопка, 11 – резонаторные отверстия, 12 – сосновая смола, канифоль, 13 – отверстие с веревочкой для подвешивания.
Б. Смычок: 1 – трость, 2 – верхушка, 3 – основание трости, 4 – зарубки, 5 – волос, 6 – петля, надеваемая на зарубки.
В. Подставка: 1 – деревянный брусочек, 2 – зарубки для струн, 3 – опорные ножки.
Г. Колки: 1 – круглая, конусообразная часть, 2 – плоское основание, 3 – отверстие для продевания и закрепления струн.
Слайд 23В музыкальном классе прогимназии «Интеллект»
Слайд 24Практическое применение
Наша работа, на наш взгляд, может иметь достаточно полезное практическое
применение. Это готовый материал по истории возникновения и развития фандыра, который можно использовать для ознакомления учащихся с музыкальной культурой родного края.
Помимо этого, исследование представляет интерес для специалистов из области музыкальной культуры и просто любителей национальной музыки.
Работу по изучению и описанию народных музыкальных инструментов Осетии можно продолжать, расширять и углублять.