Слайд 1«Этика гражданственности и политическая культура педагога»
Слайд 2Педагогическая этика – основа личности учителя
Педагогическая культура -
совокупность норм, правил поведения, проявление педагогического такта, педагогической техники и мастерства, педагогическая грамотность и образованность.
Слайд 3Этика Гражданственности занимает особое место в содержании и структуре прикладной этики: будучи
по своей сути Нормативной Для каждого гражданина, она проявляет себя и как Ситуативная, например, в этике политической борьбы, и как основа моральной культуры Профессионального политика, обеспечивая грамотное, с точки зрения нравственности, построение им стратегии и тактики собственной политической деятельности. Этика гражданственности Тесно связана с такими понятиями как «гражданское общество» И «гражданин».
Слайд 5Гражданское общество
– целостная совокупность неполитических духовных и экономических отношений между лицами,
группами, институтами и организациями, независимыми от государственной власти. Оно формируется на стыке общественной ИЧастной жизни, где человек самостоятельно, без вмешательства извне определяет цели и средства своих действий. Это как быЧастная И, одновременно, Публичная Сцена, на которой действуют и отдельные личности, и политические силы, но Без государственной регуляции. Это общество с самоуправляемыми структурами, область автономной самореализации людей, защищенных правовыми нормами от регламентации их деятельности государством и его органами. Здесь зарождаются индустриально-экономические отношения между людьми и их социальное неравенство, но здесь же закладываются основы прав и свобод, которые вызывают к жизни инициативность и конкуренцию; здесь изобретаются демократические институты, складывается новая ментальность, повышается кооперативность человеческой деятельности, гуманизируются различные аспекты общественной жизни.
Слайд 6Этика гражданского общества, регулирующая поведение граждан
на стыке их частной и публичной
жизни, опирается, с одной стороны,
на Общечеловеческие моральные нормы и ценности, с другой
стороны, ее «подпирает» Политическая мораль – ценности и нормы,
ориентирующие и регулирующие действия людей, вовлеченных в орбиту
политической жизни. Но в отличие от политической морали, Этика
гражданского общества регулирует и одновременно ограничивает
действия людей не в сфере политики, а в сфере Экономики и
хозяйствования, в системе собственнических отношений.
Здесь людивыступают не как
«политические существа» –
подданные государства,
акак Граждане, Которые защищены
законом от вмешательства государства
и которые действуют, определяя свои
жизненные стратегии и тактики
вполне самостоятельно.
Слайд 7Основные черты этики гражданственности:
Требования морального равенства, предполагающие уважение к собственности, соблюдение правил
честной рыночной игры, запрет на неразборчивость в средствах конкурентной борьбы, недопущение социально оскорбительных форм политических и экономических действий;
Плюралистичность, предполагающая право каждого на собственное понимание личного интереса и счастья и право на действия, ведущие к реализации избранной модели (если, разумеется, эта модель не препятствует реализации аналогичных прав ближних);
Духовный суверенитет личности, При котором нравственный образ жизни и нравственность каждого поступка не навязываются (коллективом, вождями и иными опекунами и «воспитателями», которые берутся решать за граждан не только вопрос о счастье, но и определяют, что есть добро и зло, в чем заключается их долг и совесть), а определяется стремлением граждан к свободе и оказывается итогом собственных нравственных исканий и автономного морального выбора;
Представление о социальной справедливости Как возможности и гарантии достижения каждым своих целей: перед гражданином, надежно огражденным законом от произвола как властей, так и сограждан, открывается путь к свободе на уровне моральности, нравственного закона, самосовершенствования.
Слайд 8Педагогическая компетентность
Понятие компетентность включает знания,
умения, навыки и
приемы , а также способы их
реализации в педагогической деятельности .
Главнейшим психологическим условием развития
педагогической компетентности является
повышение общечеловеческой и специальной
культуры и умение организовать педагогическое
общение. Также, немаловажными являются знания
гражданственности и политической культуры.
Слайд 9ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
совокупность усваиваемых путем научения, социально передаваемых типовых образцов поведения, характеризующая
управление и политику в данном обществе. Часто сопутствующим смысловым значением рассматриваемого понятия выступает психологическое измерение политического поведения — убеждения, чувства и ценностные ориентации. Конкретная политическая культура есть продукт исторического опыта данного общества в целом, а также личного опыта, способствующего социализации каждого из индивидов.
КУЛЬТУРА Латинское – cultura (возделываю, обрабатываю землю). В середине XVIII в. слово распространилось в русском языке в значении «разведение растений». Современное значение – «совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей» – существительное приобрело позднее – в XIX в. Исследователи не могут точно сказать, из какого именно языка слово проникло в русский. В качестве наиболее вероятных называют французский (culture), немецкий (Kultur) и английский (culture). Производные: культурный, культурность, бескультурье.
Слайд 10Основными чертами Политической культуры выступают:
· представительная (а не прямая) демократия;
· разделение и сбалансирование
властей;
· легитимизация конфликтов и путей их решения;
· исключение сверхконцентрации власти у какого-либо социального института (партии) или лица (группы).
Слайд 11Политическая этика - Совокупность ценностей и норм, регулирующих поведение политиков и
всех, кто вовлечен в активные действия в сфере политики – базируется на ряде принципов:
ее поведенческие правила носят универсальный характер и исходят из признания приоритета общечеловеческих ценностей и норм;
морально оправданными считаются в ней лишь те политические поступки и акции, которые отражают волю большинства граждан;
одним из важнейших принципов является Принцип толерантности;
политическая этика требует также установления Верховенства закона, освящает правила законной борьбы за завоевание и удержание власти;
среди ее ценностей – Принцип делегирования власти Снизу вверх, ее Разделения И самоограничения;
идеологическими ценностями политической этики выступают национальный патриотизм, чувство солидарности, осторожный консерватизм.
Слайд 12Основные идеи Политической этики Ориентированы на:
ограждение человека от государственного деспотизма и произвола;-соблюдение принципа
предварительного доверия к каждому члену общества (в противопоставление подозрительности);
ограничение карательного насилия;
защиту свободы мысли (“разрешено все, что не запрещено”);
поддержку только той власти, которая признает верховенство закона.
Слайд 13Учитель — ныне одна из самых распространённых общественных профессий
возникшая вследствие необходимости воспитания и
обучения следующих поколений для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь.
Слайд 15Заключение
Показателями высокого уровня сформированности педагогической культуры следует
считать:
гуманистическую направленность личности педагога;
психолого-педагогическую компетентность и развитое педагогическое мышление;
образованность в области предмета, учитель преподает, и владение педагогическими технологиями;
опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую);
культуру профессионального поведения (педагогического общения, языка, внешнего вида).