Слайд 1Этапы изучения
художественного произведения
Митина Г.В.
Слайд 2Цель изучения
художественного произведения
???
Слайд 3
Этапы работы над произведением:
Подготовка к восприятию.
Первичное восприятие.
Выявление специфики восприятия.
Постановка учебной задачи.
Перечитывание и анализ.
Обобщение.
Слайд 4Задачи подготовительной работы:
–расширить представления учащихся о явлениях, событиях, изображенных в произведении;
–сообщить новые сведение, которые будут способствовать сознательному восприятию текста;
–познакомить с жизнью писателя, создать интерес к писателю, его творчеству;
–подготовить к эмоциональному восприятию произведения: картины, музыка;
–словарная работа: архаизмы, непонятные детали, слова (записать на доске новые слова, труднопроизносимые, непонятные).
Слайд 5Дидактические формы подготовительной работы:
рассказ учителя, беседа,
использование произведений искусства (музыка,
живопись),
викторина,
выставка книг,
экскурсии,
демонстрация фильмов.
Слайд 6Логика первичного синтеза
Цель восприятия
Восприятие
Проверка эмоционального восприятия
Обсуждение поставленной цели
Слайд 7Первичное знакомство с текстом
Целевая установка на слушание!!!
Приемы первичного восприятия:
читает учитель
заранее подготовленный
ученик
грамзапись
чередование чтения учителя и заранее подготовленного ученика
чтение учащимися про себя или дома.
Слайд 8Выявление специфики восприятия
Цели:
А. Определить
как эмоционально дети откликнулись на произведение
что
именно понравилось, запомнилось
что увидели в тексте
что и как поняли
что оказалось сложным
на что обратить внимание при анализе.
Б. Мотивировать анализ произведения
Слайд 9Приемы выявления первичного восприятия:
беседа, обнаруживающая противоречия в восприятии произведения
Слайд 10Постановка учебной задачи
Предложение аналитической деятельности (проблемный вопрос, сопоставление разных вариантов актерского
прочтения произведения, сопоставление иллюстраций разных художников).
Предложение выполнить творческое задание (оформить детскую книжку с картинками, подобрать живописные или музыкальные иллюстрации, нарисовать диафильм или комикс, поиграть в режиссеров и сценаристов, актеров-чтецов и т.п.).
Слайд 11Проблемный вопрос
Признаки:
многовариантность ответов;
сложность (требует мыслительной аналитической деятельности);
доступность (ЗБР);
интерес;
емкость.
Слайд 12Материал для проблемных вопросов
разная оценка детьми персонажа;
разное отношение к поступку;
разное эмоциональное
восприятие произведения;
столкновение общих этических представлений с детскими эмоциями.
Слайд 13Литературное произведение
идейно-тематическая
основа
композиция
сюжет
изобразительные
средства
Слайд 14Основные положения, определяющие подход к анализу произведения:
–взаимосвязь между формированием навыков чтения
и умение работать с текстом;
–анализ содержания произведения в единстве с его художественными особенностями;
–комплексное решение образовательных и воспитательных задач в процессе работы над произведением.
Слайд 15Подходы к анализу литературного произведения
Стилистический (языковой) анализ.
Анализ развития действия.
Анализ художественных
образов.
Слайд 16Приемы организации работы над характеристикой персонажа
– учитель называет качества персонажей и
просит учащегося привести примеры, их подтверждающие;
– детям предлагается назвать свидетельства характера героя (если персонаж имеет не более 2-3 качеств характера и показан в действии);
– сопоставляются герои одного произведения или близких по тематике произведений Наиболее легкий вид сравнения – противопоставление При сравнении уточняется авторское отношение к героям.
Слайд 17Этапы работы над образом – персонажем
I этап – эмоциональное, часто
не мотивированное восприятие образа.
II этап – конкретизация учащимися своего первоначального восприятия.
III этап – обобщенное мотивационно-оценочное суждение.
Слайд 18Виды работы с текстом
На этапе анализа
Беседа
Выборочное чтение
Постановка вопросов самими учащимися
Составление плана
произведения
И др.
На этапе вторичного синтеза
Пересказ
Графическое рисование
Словесное рисование
Анализ иллюстраций
Составление диафильма
Драматизация и др.
Слайд 19Обобщающий этап работы по произведению
Цель – добиться отчётливого понимания детьми авторского
замысла и помочь выразить своё отношение к прочитанному.
Беседа двух видов:
повторительно-обобщающая.
заключительная, итоговая.
Слайд 20Структура урока чтения
Организационный этап.
Проверка домашнего задания.
Подготовка к восприятию.
Первичное восприятие.
Выявление специфики восприятия.
Постановка
учебной задачи.
Перечитывание и анализ.
Обобщение.
Объяснение домашнего задания.
Слайд 21Постановка целей урока
Цели должны быть конкретными, исходить из результатов деятельности ученика
– ДИАГНОСТИЧНЫМИ.
Слайд 22Алгоритм диагностической постановки целей урока
Что смогут узнать дети из данного урока?
Какие
понятия дети освоят или будут продолжать осваивать на уроке?
Чему научатся? Какие умения будут осваивать, на каком уровне?
В какой самостоятельной деятельности учеников проявятся их знания, понимание и умения? Что они смогут сделать во время урока и после него дома?
Слайд 23
Этапы изучения
художественного произведения…