Слайд 1Пархоменко Галина Александровна
Воспитатель Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Ясли – сад №
370 города Донецка»
Слайд 2Моё педагогическое кредо
Дан ум человеку учиться и жить,
А знания – это
награда.
Но чтобы детей всему научить
Ума ещё больше надо.
Так важно воспитать в ребёнке личность,
Суметь посеять знания, добро,
Заставить думать, размышлять и верить,
Ведь воспитателю другого не дано.
Слайд 3«Использование произведений художественной литературы как средства совершенствования речевых
коммуникаций дошкольников»
Слайд 4
По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по
которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Слайд 5Актуальность темы
Речевое развитие ребёнка было и остаётся главной задачей в деятельности
педагогов МДОУ, так как оно неразрывно связано с формированием мышления человека, с приобретением знаний, развитием всех психических функций, с самовыражением, познанием других людей. Ведь речь – основное средство человеческого общения.
В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
К сожалению, в наше время наблюдается "дефицит" уважительного отношения к собеседнику или просто к постороннему человеку: необязательно здороваться с соседом, можно не благодарить за оказанную услугу, перебивать. Поэтому я считаю, что эта тема достаточно актуальна на данный момент.
Слайд 6
Цели работы
Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной
литературой.
обучение речевому этикету детей
Слайд 7Задачи
Систематизация изученной литературы, материалов интернет ресурсов.
Моделирование работы на основе изученных приёмов
и методов.
Повышение педагогической компетентности родителей по данной проблеме.
Сформировать интерес к художественной литературе.
Расширять и активизировать словарный запас детей.
Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;
Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения) ; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
Развивать творческие способности у детей.
Слайд 8Предполагаемый результат
Развитие речи детей дошкольного возраста
побудить интерес к литературным произведениям
привить
любовь к художественному слову, уважение к книге
уметь размышлять над новой информацией, развитие креативности, творческих способностей, уметь думать самостоятельно.
Слайд 9МЕТОДЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Наглядные
Словесные
Практические
Метод непосредственного
наблюдения и его
разновидности:
наблюдение в природе,
экскурсии
Опосредованное наблюдение
(изобразительная
наглядность):
рассматривание
игрушек и
картин, рассказывание по
игрушкам и картинам
Чтение и рассказывание
художественных
произведений
Заучивание наизусть
Пересказ
Рассказывание без
опоры на
наглядный
материал
Обобщающая беседа
Дидактические игры
Игры-драматизации
Инсценировки
Дидактические
упражнения
Хороводные игры
Слайд 10Художественная литература является универсальным развивающее -образовательным средством:
Отгадывая загадки - у
ребенка развивается логическое мышление. А развивая мышление ребенка, мы развиваем и речь.
Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры. Они организуют детский коллектив в игре, поддерживая строгий порядок во всех играх. Дети подчиняются этому порядку как незыблемому закону. Основой все считалок является счет. Не задумываясь о содержании, дети механически его запоминают, что приводит к развитию математических способностей.
С помощью дразнилок, дети все время себя воспитывают: учат товарищей, и сами учатся быть честными, справедливыми, добрыми. В фольклоре много дразнилок, которые высмеивают отрицательные качества личности.
Развивая речь ребенка с помощью фольклорных произведений, мы развиваем и воображение, восприятие, мышление, память.
Слайд 11Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста:
Можно сделать
вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.
Слайд 21
Участие в общественной жизни
дошкольного учреждения