Слайд 1Детское экспериментирование
Это особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены
процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
Слайд 2Цель развития ЭПД – это развитие ребёнка как индивидуальности.
ЭПД осуществляется безотносительно
к решению какой – либо практической задачи. Его деятельность развивается свободно, порой даже по нескольким направлениям, что приводит к самым неожиданным результатам.
Таким образом, детское экспериментирование носит, как правило, креативный характер и стимулирует формирование креативной направленности личности ребёнка.
Слайд 3Познавательное и общее психическое развитие детей.
Потребность в новых знаниях лежит в
основе развития детей дошкольного возраста. Одной из фундаментальных потребностей ребёнка является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.
Слайд 4Поддъяков Н.Н выделил 2 основных вида поисковой деятельности :
Первый характеризуется тем,
что активность в процессе деятельности полностью идёт от самого ребёнка.
Второй вид ориентировочно – исследовательской деятельности характеризуется тем, что он организуется взрослым(взрослый обучает ребёнка определённой последовательности действий).
Слайд 5Младший дошкольник
Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий,
необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.
Слайд 6Средний дошкольник
Работа с детьми этого возраста направлена на расширение представлений детей
о явлениях и объектах окружающего мира.
Слайд 7Старший дошкольник
Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и
признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
Слайд 8Родионова В.Г. Отмечает:
В идеале процесс ЭПД должен осуществляться по подгруппам из
3-4 человек или индивидуально!
Слайд 9Крылова Н.М. отмечает, что
Площадкой для практико-познавательной деятельности могут быть и самообслуживание
(умывание, переодевание, прием пищи), и наблюдение и труд во время прогулки.
Слайд 10Экспериментирование и развитие речи
Иванова подчёркивает двусторонний характер этой связи : «Умение
чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как выполнение заданий способствуют развитию речи (словесный отчёт об увиденном).
Слайд 11ЭПД и изобразительная деятельность
Чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее
будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время, чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
Слайд 12итог
Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их
полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании. Подбирая сведения об окружающей природе, учитывая возрастные особенности ребёнка, их интересы, касающиеся не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеется в виду её формулировка и отбор материала. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.