Слайд 1Эффективные приёмы
развития речи
младших школьников
Мастер-класс
Учитель начальных классов: Фролова Т.И.
Слайд 2Заберите у меня все, чем я обладаю,
Но оставьте мне мою
речь,
И скоро я обрету все, что я имел”.
Джон Уэбстер
Слайд 3 научиться ясно и грамматически правильно говорить
излагать собственные мысли в свободной
творческой интерпретации
развивать умение общаться
обладать хорошо поставленным голосом
уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами
Слайд 4обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса…
вести постоянную работу по
развитию речи, связывая ее с уроками грамматики, чтения
обеспечить хорошую речевую среду для учащихся
создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи
обеспечить создание речевых ситуаций
Слайд 5Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Слайд 6Речевые упражнения:
1. Фонетическая зарядка.
Как дудят в дудочку ? ( Ду-ду-ду…)
Как жужжит
шмель ? ( Ж-ж-ж…)
Как кричит осел ? ( Иа-иа ! )
Как вскрикивают от испуга ? ( Ой ! )
Слайд 72. Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Улыбка».
Растягиваем губы в улыбке.
Слайд 8Упражнение «Почистим зубки».
Двигаем языком
по внутренней стороне
верхних и нижних
зубов слева
направо
и наоборот.
Слайд 9Упражнение «Качели».
Рот приоткрыть, высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно к
носу, к подбородку. Рот не закрывать.
Упражнение «Змейка».
Узкий язык, похожий на жало, максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта.
Слайд 103. Упражнения для дыхания и дикции.
Проколотый мяч (имитируем нажатие
на мяч и произносим звук с-с-с-с);
Имитация колокольного звона (бом, бам, бим...);
Ароматный цветок (сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание, на выдохе произнести фразу «Какой ароматный цветок»);
Именинный пирог (задуть свечи);
33 Егорки (сделать глубокий вдох и продолжить: раз-Егорка, два-Егорка).
Слайд 114. Чистоговорки.
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Лу-лу-лу
- стул стоит в углу.
Оль-оль-оль - мы купим соль.
Ра-ра-ра - начинается игра.
Слайд 13Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.
Слайд 14От топота копыт
пыль по полю летит.
Слайд 15Игры:
«Птичья стая».
- Птицы готовятся к отлёту в тёплые страны. Они щебечут,
громко кричат, радуясь перелёту.
(Дети читают по слоговой таблице слоги громко, весело: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.)
- Птицы немного угомонились, стали вести себя потише.
(Дети читают уже средним голосом, не спеша:
Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.)
- И вот птицы взмахнули крыльями и поднялись высоко в небо. Их голоса чуть слышны.
(Дети читают шёпотом:
Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.)
Слайд 162. Игра «Художник».
Развивает внимание, наблюдательность и речь детей. Ребенок, взявший на
себя роль художника, говорит следующие слова:
Нарисую я портрет,
Только чей – пока секрет.
Отгадайте, вас прошу я,
Чей портрет рисую?
Слайд 173. Игра « Зашифрованное слово».
Из каждого слова взять
только первый, второй, последний слог и записать полученное слово.
Предлог, логово, железо, низина, енот
(ПРЕДЛОЖЕНИЕ)
Пуговица, молоток, лава
(ГОЛОВА )
Колесо, село, панама
(СОЛОМА)
Слайд 184. Игра « Волшебный ряд букв ».
Дается любой ряд
букв, с которыми можно выполнить несколько заданий:
А, Б, О, И, К, Л, Е, П, Т.
Задания:
а) деление на группы ( гласные - согласные );
б) составление слов из букв ( пила, лупа, лоб);
в) назвать буквы в алфавитном порядке;
г) составить предложение или текст, чтобы слова в нем начинались на данные буквы
(Алеша быстро обводил и красил листья.
Ему помогали товарищи.)
Слайд 195. Игра «Составь предложение».
Развивает способность устанавливать
связи между предметами и явлениями, творчески мыслить создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.
Предлагается несколько слов, не связанных между собой по смыслу.
РЕКА, РУЧКА, СОБАКА.
Задание.
Составить как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти слова.
(Ученик взял ручку и нарисовал собаку у реки. Собака схватила ручку и побежала к реке. На берегу реки Слава потерял ручку, а собака ее нашла.)
Слайд 206. Игра «Подбери слова».
Как называется избушка, где живет сторож?
__ __ __ __ __ Ж __ __
2.Украшение в ушах. __ __ __ __ Ж __ __
3.Твердая застежка на поясе.__ __ __ Ж __ __
4.Часть стола или стула. __ __ Ж __ __
( Ответ: сторожка, сережка, пряжка, ножка)
Слайд 21 Творческие работы.
1. Творческое списывание.
Задание: вставь пропущенные глаголы с не.
Футбольная команда
в полном сборе. До начала матча осталось три минуты, а вратаря нет. «Что же с ним случилось?»- ... игроки. «Сорвать решающий матч!»-... капитан. «А может, Игорь заболел. Ему всю неделю ...»,- сказал Олег.
(недоумевают, негодует, нездоровится)
Слайд 22 2. Терминологический диктант.
1.
Шторы из пластинок, навешиваемые на окна
2. Начитанность, глубокие познания человека в какой-либо области науки
3. Двойной лист бумаги, соединяющий крышку переплета с самой книжкой
4. Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном
творчестве
(жалюзи).
(эрудиция).
(форзац).
(филология).
Слайд 23 3. Фразеологизмы.
1.
Восстанови фразеологизмы.
Купить... в мешке
Пустить ... в огород
Делить шкуру неубитого ...
Смотреть как ... на новые ворота
Дуется как ... на крупу
Писать как ... лапой
кота
козла
медведя
бык
мышь
кура
Слайд 242. Замени фразеологизмы подходящими по смыслу глаголом или словосочетанием.
Задать головомойку
За пояс
заткнуть
Плясать под чужую
дудку
Морочить голову
Прикусить язык
Зарубить на носу
Задирать нос
Ловить ворон
- отругать
- победить
исполнять чужую волю
- обманывать
- замолчать
- запомнить
- воображать, заноситься
- отвлекаться
Слайд 253. Замени слова фразеологическими оборотами.
Важничать –
Обманывать –
Вести себя скромно –
Обидеться –
Всё
прошло гладко –
Внезапно –
Лезть не в свои дела –
Очень мало –
задрать нос
водить за нос
тише воды, ниже травы
надуться, как индюк
без сучка, без задоринки
как снег на голову
совать нос
кот наплакал
Слайд 264. Замени данные высказывания одним словом – наречием.
дорого.
далеко.
точно.
честно.
давно.
неожиданно.
рядом.
быстро.
Слайд 28
Дело — смело
Журавль — синица
Слово — воробей
Труд — рыбка
Время — потеха
Перо
— топор
Слайд 29Вылетевшее слово и на
четверке лошадей не догонишь.
2. Перо сильнее меча.
3. Друга узнаешь в опасности.
4. Если есть дым, есть и огонь.
5. За стаей фазанов погнался — ни одного не поймал.
За двумя зайцами
погонишься — ни одного
не поймаешь.
Друзья познаются в беде.
Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
Что написано пером,
не вырубишь топором.
Нет дыма без огня.
Слайд 30В гостях хорошо, а дома хуже.
В темноте, да не в обиде.
Дыма
без коня не бывает.
Свято место густо не бывает.
Обещанного три хода ждут.
Проще жареной репы.
Лес рубят кепки летят.
Не в деньках счастье.
Машу маслом не испортишь.
Слайд 32Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие.
Галилео Галилей