Слайд 1
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе этнокультурного развития.
Бакирова Роза Каримовна, учитель
начальных классов МОУ «Пензятская СОШ»
Слайд 2Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей
современной государственной политики Российской Федерации
Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности – любовь.
Духовно – нравственное воспитание в современных условиях предполагает целенаправленное формирование у подрастающего поколения высоких нравственных качеств как добро, долг, совесть, честь, справедливость и т.д.
Слайд 3Духовно-нравственное развитие детей может полноценно происходить только в единстве учебной, внеучебной,
внешкольной, семейной и общественно- полезной деятельности.
Для её решения, обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:
истории России, российских народов, своей семьи, рода;
жизненного опыта своих родителей, предков;
традиционных российских религий;
произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;
периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;
фольклора народов России;
общественно полезной и личностно значимой деятельности;
учебных дисциплин;
других источников информации и научного знания
Слайд 4
Усиление внимания к духовно-нравственному воспитанию обусловливает необходимость совершенствования форм и методов
работы с детьми в этом направлении.
Первые шаги воспитания начинаются, естественно, в семье. Я считаю, что влияние семейной среды, семейного окружения ребенка входит немаловажным компонентом в воспитывающую среду. Во время прогулок, поездок, путешествий, походов в музей, театр, в процессе обучения в школе, просмотра телепередач, чтения газет и журналов формирует в сознании ребенка представление о человеке и жизни, об обществе и своей стране.
Слайд 5Воздействие семьи на воспитание патриотизма усиливается тем, что история страны отражается
и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей.
Учитывая влияние семейной среды, мы налаживаем взаимодействие с семьей, организовываем совместную деятельность детей и родителей, привлекаем семьи к наиболее важным школьным делам и событиям, например: акция «Бессмертный полк», «Масленица», «Моя родословная», «Национальные блюда», конкурс сочинений, исследовательских работ и т.д. Моя ученица, Стадник Анастасия Александровна, стала победителем в муниципальном конкурсе сочинений, посвященных к 71 годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Слайд 6Понятие Родина сужается у детей до того узкого окружения, в котором
они живут.
Воспитание патриотизма я начинаю с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, например, сочинять стихи о мамах, изготовить подарки для мам, бабушек, пап, ветеранов ВОв и т.д.; с воспитания любви саду, дереву, которое растет у дома, к дому, в котором ребенок живет. Например, беседа «Мой дом - моя крепость», «Моя улица», проект «Моя малая родина», «Моё село», конкурсы рисунков и т.д. Это и есть для малыша Родина – близкая, понятная, родная. Поэтому провожу огромное количество мероприятий на тему «Родина».
Слайд 7Внеурочная деятельность «Моя Мордовия»
Внеурочная деятельность «Моя Мордовия» посвящено изучению малой родины. Учащиеся оформляют альбомы, газеты, устные журналы, электронные презентации: «Моё село вчера, сегодня, завтра», «Моя малая родина», «Наши земляки – наша гордость» и другие. Подготавливают и проводят коллективно – творческие дела, такие как «Ветераны моего села», «Моя родословная», «Улица родная», конкурс знатоков края «Викторина о родном крае», встречаются с ветеранами Вов, труда. Затем разрабатывают и реализуют социальные проекты, направленные на улучшение жизни в селе: «Что я могу сделать с мусором?», «Рыба нашей речки», «Цветочная поляна моей школы». Проводят акции «Чистый двор», конкурс «Экологические сказки» и другие. Своими проектами выходят в район, в республику. Мой ученики стали победителями в муниципальных и Всероссийских конкурсах учебно-исследовательских, проектных работ учащихся «Юный исследователь».
Слайд 8Ученики 4 класса Апарин Ф.М. и Богданова Я.Р. - победители муниципального
конкурса учебно-исследовательских, проектных работ учащихся «Юный исследователь»
Слайд 9
Исследовательская деятельность.
Литюшкин Семен Александрович,
победитель в муниципальном и республиканском конкурсах учебно-исследовательских, проектных
работ учащихся «Юный исследователь»
Слайд 10Ученики 4 класса Литюшкин Семен Александрович, Стадник Анастасия Александровна
победители в
муниципального, республиканского конкурсов учебно-исследовательских проектных работ учащихся
«Юный исследователь»
Слайд 11«Этнокультурная компетентность – это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных
представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию»
Материалы устного народного составляют духовное наследие каждого народа.
Важным средством воспитания духовной культуры в народной педагогике
является фольклор.
На уроках и во внеклассных занятиях очень часто использую пословицы и поговорки. Обширной и разнообразной областью народного творчества являются исторические песни, которые также часто использую, воспевающие мужество, силу и терпение человека, проникнутых любовью к родной природе, родине, родной речи, дающие оценку событиям и деятельности лиц. Велика педагогическая ценность сказок для разграничения положительного и отрицательного.
Слайд 12Духовно-нравственное воспитание, прежде всего, проявляется в «культе родного языка, родного слова».
Мероприятие «Сказка ложь, да в ней намек…», которое показали наши учащиеся, заняла 1 место в муниципальном конкурсе «Диалог культур», где дети в виде инсценировки показали дружбу татар, мордвов, русских, таджиков.
Слайд 13Классный час – одна из главных форм воспитательной работы.
Благодаря этой функции, наши классные часы имеют самую разнообразную тематику. Например, «Урок доброты», «Свечи Беслана», «Дарим людям добро», «Что такое толерантность?», «Присоединение Крыма к России», «Наша Конституция», «Наши права», «Земля отцов – моя земля», «Дети Великой Отечественной войны», «Свеча памяти», «Моя родословная», «Побег из ада», «Государственные символы», «Путешествие в космос» и т.д.
Слайд 14Организуя духовно-нравственное воспитание, учитываю и такую особенность младших школьников, как активность
В начале учебного года дети обсуждают «набор» поручений, исходя из своих желаний и пользы для класса: дежурные, санитары, цветоводы, журналисты, информаторы, затейники, хозяйственники, и т. д. Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности. Они выполняют поручения, трудятся на пользу общества.
Слайд 15Игра продолжает занимать в жизни младших школьников важное место, в гражданско-патриотическом
воспитании
Я широко использую игры, игровые моменты. Это познавательные, экологические, подвижные игры, участие в общественных акциях, игровые названия, девизы – все то, что делает очень серьезные понятия близкими и доступными. Играем в подвижные игры разных народов. Традицией школы является праздник, посвящённый Дню защитника Отечества – смотр строя и песни.
Слайд 16Знакомство с общественной жизнью
и участие в ней
Во время информационного часа мы используем следующие формы работы:
комментированное чтение газетных и журнальных материалов;
обсуждение теле – и радиопередач;
«По страницам « Юлдаш»», «В гостях у газеты Призыв» и др.
Слайд 17Духовно-нравственное воспитание, прежде всего, проявляется в «культе родного языка, родного слова».
Проводились конкурсы стихотворений, сочинений, проектов, устные журналы и т.д. Родной язык, родное слово должны пронизывать школьную жизнь. Провожу много мероприятий, связанные с родным языком. В этом году ученица 2 класса, Кадикина Камилла, заняла 2 место в конкурсе стихотворений 23 октября 2018 года на базе кафедры родного языка и литературы филологического факультета ФГБОУ «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», где прошел Республиканский творческий конкурс художественного чтения на языках народов Республики Мордовия «Пою Мордовию мою!».
Слайд 18Жизнь школы неотделима от природного окружения, которое также является составным элементом
воспитывающей среды.
Провожу экскурсии в природу в разные времена года. Благодаря экскурсиям, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Были организованы экскурсии в музей Боевой Славы, обзорные заочные экскурсии по Мордовии, по городу Саранску, «Города Мордовии», «Памятники и исторические места Мордовии», «Церкви и мечети родного края» и др.
Слайд 19Художественная деятельность приобщает детей к культуре своего народа, его языку, обычаям,
традициям, фольклору.
В нашем классе ведется внеурочная деятельность по искусству «Волшебный мир красок», «Фольклор». Дети выступают с разными номерами в различных мероприятиях, праздниках. Приобщение к музыкально-песенному, декоративно-прикладному искусству русских, мордвы и татар, в которых отражается любовь к родному очагу, семье, Родине, позволить глубже осознать подрастающему поколению ценности родного народа.
Слайд 20Сильным моментом в развитии патриотического сознания детей, на мой взгляд, является
знакомство с персоналиями выдающихся людей.
Встречи со знаменитыми людьми, рассказы учителя о героических личностях нашей страны, например, о Девятаеве, о А.А. Баляеве (героя Советского Союза с. Пензятка), Ольге Каниськиной, Денисе Муртазине, спортсмене нашего села не оставляют их равнодушными. Мы убеждаем детей, что такие люди есть и сейчас. Они трудятся, ставят перед собой цели и добиваются, их заботит благополучие и процветание Отечества. У детей появляется мечта – быть достойным человеком. Это первый шаг к самовоспитанию, работе над собой.
Слайд 21 Заключение
Таким образом,
обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что данная система духовно-нравственного воспитания младших школьников способствует социализации личности, помогает ребёнку осознать себя гражданином города, села, страны. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Я убеждена, что создавая единую образовательную и воспитательную среду на уроках и во внеурочной деятельности, решая вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания, все мы сможем сохранить духовное, нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения.
Слайд 22СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1.А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения). ― ISBN 978-5-09-022138-2
2.В.И.Даль. Толковый словарь русского языка, современная версия. Москва 2001г.
3.Аксенова Алла Юрьевна. Роль этнокультурных традиций в нравственном воспитании современных школьников : Дис. канд. пед. наук: 13.00.01: Санкт-Петербург, 2004 202 c. РГБ ОД, 61:05-13/33
4.Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности. – М.: Академия, 2005. – 453с.
5.Никулина Елена Борисовна. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на основе этнокультурных традиций: Дис. канд. пед. наук: 13.00.0 : Самара, 2000 177 c. РГБ ОД, 61:01-13/1272-1
6.Белоцкая Мария Анатольевна, Бондарева Анастасия Викторовна. Из опыта работы Государственное учреждение образования «Начальная общеобразовательная школа №2 г. Жлобина» Гражданско-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста
Слайд 23СПАСИБО!
Желаю всем творческих успехов!