Презентация, доклад Духовно- нравственное воспитание младших школьников

Содержание

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить

Слайд 1 Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе этнокультурного развития.
Бакирова Роза Каримовна, учитель

начальных классов МОУ «Пензятская СОШ»
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе этнокультурного развития.  Бакирова Роза Каримовна, учитель начальных классов

Слайд 2Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей

современной государственной политики Российской Федерации

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности – любовь.
Духовно – нравственное воспитание в современных условиях предполагает целенаправленное формирование у подрастающего поколения высоких нравственных качеств как добро, долг, совесть, честь, справедливость и т.д.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации

Слайд 3Духовно-нравственное развитие детей может полноценно происходить только в единстве учебной, внеучебной,

внешкольной, семейной и общественно- полезной деятельности.

Для её решения, обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:
истории России, российских народов, своей семьи, рода;
жизненного опыта своих родителей, предков;
традиционных российских религий;
произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;
периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;
фольклора народов России;
общественно полезной и личностно значимой деятельности;
учебных дисциплин;
других источников информации и научного знания

Духовно-нравственное развитие детей может полноценно происходить только в единстве учебной, внеучебной, внешкольной, семейной и общественно- полезной деятельности.

Слайд 4 Усиление внимания к духовно-нравственному воспитанию обусловливает необходимость совершенствования форм и методов

работы с детьми в этом направлении.

Первые шаги воспитания начинаются, естественно, в семье. Я считаю, что влияние семейной среды, семейного окружения ребенка входит немаловажным компонентом в воспитывающую среду. Во время прогулок, поездок, путешествий, походов в музей, театр, в процессе обучения в школе, просмотра телепередач, чтения газет и журналов формирует в сознании ребенка представление о человеке и жизни, об обществе и своей стране.

Усиление внимания к духовно-нравственному воспитанию обусловливает необходимость совершенствования форм и методов работы с детьми в этом

Слайд 5Воздействие семьи на воспитание патриотизма усиливается тем, что история страны отражается

и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей.

Учитывая влияние семейной среды, мы налаживаем взаимодействие с семьей, организовываем совместную деятельность детей и родителей, привлекаем семьи к наиболее важным школьным делам и событиям, например: акция «Бессмертный полк», «Масленица», «Моя родословная», «Национальные блюда», конкурс сочинений, исследовательских работ и т.д. Моя ученица, Стадник Анастасия Александровна, стала победителем в муниципальном конкурсе сочинений, посвященных к 71 годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Воздействие семьи на воспитание патриотизма усиливается тем, что история страны отражается и в истории семьи, рода, в

Слайд 6Понятие Родина сужается у детей до того узкого окружения, в котором

они живут.

Воспитание патриотизма я начинаю с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, например, сочинять стихи о мамах, изготовить подарки для мам, бабушек, пап, ветеранов ВОв и т.д.; с воспитания любви саду, дереву, которое растет у дома, к дому, в котором ребенок живет. Например, беседа «Мой дом - моя крепость», «Моя улица», проект «Моя малая родина», «Моё село», конкурсы рисунков и т.д. Это и есть для малыша Родина – близкая, понятная, родная. Поэтому провожу огромное количество мероприятий на тему «Родина».

Понятие Родина сужается у детей до того узкого окружения, в котором они живут.

Слайд 7Внеурочная деятельность «Моя Мордовия»

Внеурочная деятельность «Моя Мордовия» посвящено изучению малой родины. Учащиеся оформляют альбомы, газеты, устные журналы, электронные презентации: «Моё село вчера, сегодня, завтра», «Моя малая родина», «Наши земляки – наша гордость» и другие. Подготавливают и проводят коллективно – творческие дела, такие как «Ветераны моего села», «Моя родословная», «Улица родная», конкурс знатоков края «Викторина о родном крае», встречаются с ветеранами Вов, труда. Затем разрабатывают и реализуют социальные проекты, направленные на улучшение жизни в селе: «Что я могу сделать с мусором?», «Рыба нашей речки», «Цветочная поляна моей школы». Проводят акции «Чистый двор», конкурс «Экологические сказки» и другие. Своими проектами выходят в район, в республику. Мой ученики стали победителями в муниципальных и Всероссийских конкурсах учебно-исследовательских, проектных работ учащихся «Юный исследователь».

Внеурочная деятельность «Моя Мордовия»        Внеурочная деятельность «Моя Мордовия» посвящено изучению

Слайд 8Ученики 4 класса Апарин Ф.М. и Богданова Я.Р. - победители муниципального

конкурса учебно-исследовательских, проектных работ учащихся «Юный исследователь»
Ученики 4 класса Апарин Ф.М. и Богданова Я.Р. - победители муниципального конкурса учебно-исследовательских, проектных работ учащихся «Юный

Слайд 9 Исследовательская деятельность.
Литюшкин Семен Александрович,
победитель в муниципальном и республиканском конкурсах учебно-исследовательских, проектных

работ учащихся «Юный исследователь»
Исследовательская деятельность.  Литюшкин Семен Александрович,победитель в муниципальном и республиканском конкурсах учебно-исследовательских, проектных работ учащихся

Слайд 10Ученики 4 класса Литюшкин Семен Александрович, Стадник Анастасия Александровна победители в

муниципального, республиканского конкурсов учебно-исследовательских проектных работ учащихся «Юный исследователь»
Ученики 4 класса Литюшкин Семен Александрович, Стадник Анастасия Александровна  победители в муниципального, республиканского конкурсов учебно-исследовательских проектных

Слайд 11«Этнокультурная компетентность – это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных

представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию»

Материалы устного народного составляют духовное наследие каждого народа.
Важным средством воспитания духовной культуры в народной педагогике
является фольклор.
На уроках и во внеклассных занятиях очень часто использую пословицы и поговорки. Обширной и разнообразной областью народного творчества являются исторические песни, которые также часто использую, воспевающие мужество, силу и терпение человека, проникнутых любовью к родной природе, родине, родной речи, дающие оценку событиям и деятельности лиц. Велика педагогическая ценность сказок для разграничения положительного и отрицательного.

«Этнокультурная компетентность – это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или

Слайд 12Духовно-нравственное воспитание, прежде всего, проявляется в «культе родного языка, родного слова».


Мероприятие «Сказка ложь, да в ней намек…», которое показали наши учащиеся, заняла 1 место в муниципальном конкурсе «Диалог культур», где дети в виде инсценировки показали дружбу татар, мордвов, русских, таджиков.

Духовно-нравственное воспитание, прежде всего, проявляется в «культе родного языка, родного слова».

Слайд 13Классный час – одна из главных форм воспитательной работы.

Благодаря этой функции, наши классные часы имеют самую разнообразную тематику. Например, «Урок доброты», «Свечи Беслана», «Дарим людям добро», «Что такое толерантность?», «Присоединение Крыма к России», «Наша Конституция», «Наши права», «Земля отцов – моя земля», «Дети Великой Отечественной войны», «Свеча памяти», «Моя родословная», «Побег из ада», «Государственные символы», «Путешествие в космос» и т.д.

Классный час – одна из главных форм воспитательной работы.

Слайд 14Организуя духовно-нравственное воспитание, учитываю и такую особенность младших школьников, как активность


В начале учебного года дети обсуждают «набор» поручений, исходя из своих желаний и пользы для класса: дежурные, санитары, цветоводы, журналисты, информаторы, затейники, хозяйственники, и т. д. Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности. Они выполняют поручения, трудятся на пользу общества.

Организуя духовно-нравственное воспитание, учитываю и такую особенность младших школьников, как активность

Слайд 15Игра продолжает занимать в жизни младших школьников важное место, в гражданско-патриотическом

воспитании



Я широко использую игры, игровые моменты. Это познавательные, экологические, подвижные игры, участие в общественных акциях, игровые названия, девизы – все то, что делает очень серьезные понятия близкими и доступными. Играем в подвижные игры разных народов. Традицией школы является праздник, посвящённый Дню защитника Отечества – смотр строя и песни.




Игра продолжает занимать в жизни младших школьников важное место, в гражданско-патриотическом воспитании

Слайд 16Знакомство с общественной жизнью и участие в ней

Во время информационного часа мы используем следующие формы работы:
комментированное чтение газетных и журнальных материалов;
обсуждение теле – и радиопередач;
«По страницам « Юлдаш»», «В гостях у газеты Призыв» и др.

Знакомство с общественной жизнью  и участие в ней      Во время информационного

Слайд 17Духовно-нравственное воспитание, прежде всего, проявляется в «культе родного языка, родного слова».

Проводились конкурсы стихотворений, сочинений, проектов, устные журналы и т.д. Родной язык, родное слово должны пронизывать школьную жизнь. Провожу много мероприятий, связанные с родным языком. В этом году ученица 2 класса, Кадикина Камилла, заняла 2 место в конкурсе стихотворений 23 октября 2018 года на базе кафедры родного языка и литературы филологического факультета ФГБОУ «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», где прошел Республиканский творческий конкурс художественного чтения на языках народов  Республики Мордовия «Пою Мордовию мою!».

Духовно-нравственное воспитание, прежде всего, проявляется в «культе родного языка, родного слова».

Слайд 18Жизнь школы неотделима от природного окружения, которое также является составным элементом

воспитывающей среды.

Провожу экскурсии в природу в разные времена года. Благодаря экскурсиям, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Были организованы экскурсии в музей Боевой Славы, обзорные заочные экскурсии по Мордовии, по городу Саранску, «Города Мордовии», «Памятники и исторические места Мордовии», «Церкви и мечети родного края» и др.

Жизнь школы неотделима от природного окружения, которое также является составным элементом воспитывающей среды.

Слайд 19Художественная деятельность приобщает детей к культуре своего народа, его языку, обычаям,

традициям, фольклору.

В нашем классе ведется внеурочная деятельность по искусству «Волшебный мир красок», «Фольклор». Дети выступают с разными номерами в различных мероприятиях, праздниках. Приобщение к музыкально-песенному, декоративно-прикладному искусству русских, мордвы и татар, в которых отражается любовь к родному очагу, семье, Родине, позволить глубже осознать подрастающему поколению ценности родного народа.

Художественная деятельность приобщает детей к культуре своего народа, его языку, обычаям, традициям, фольклору.

Слайд 20Сильным моментом в развитии патриотического сознания детей, на мой взгляд, является

знакомство с персоналиями выдающихся людей.

Встречи со знаменитыми людьми, рассказы учителя о героических личностях нашей страны, например, о Девятаеве, о А.А. Баляеве (героя Советского Союза с. Пензятка), Ольге Каниськиной, Денисе Муртазине, спортсмене нашего села не оставляют их равнодушными. Мы убеждаем детей, что такие люди есть и сейчас. Они трудятся, ставят перед собой цели и добиваются, их заботит благополучие и процветание Отечества. У детей появляется мечта – быть достойным человеком. Это первый шаг к самовоспитанию, работе над собой.

Сильным моментом в развитии патриотического сознания детей, на мой взгляд, является знакомство с персоналиями выдающихся людей.

Слайд 21 Заключение
Таким образом,

обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что данная система духовно-нравственного воспитания младших школьников способствует социализации личности, помогает ребёнку осознать себя гражданином города, села, страны. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Я убеждена, что создавая единую образовательную и воспитательную среду на уроках и во внеурочной деятельности, решая вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания, все мы сможем сохранить духовное, нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения.
 
 


 
   
 

Заключение        Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что

Слайд 22СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1.А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция

духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения). ― ISBN  978-5-09-022138-2
 
2.В.И.Даль. Толковый словарь русского языка, современная версия. Москва 2001г.
 
3.Аксенова Алла Юрьевна. Роль этнокультурных традиций в нравственном воспитании современных школьников : Дис. канд. пед. наук: 13.00.01: Санкт-Петербург, 2004 202 c. РГБ ОД, 61:05-13/33
 
4.Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности. – М.: Академия, 2005. – 453с.
 
5.Никулина Елена Борисовна. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на основе этнокультурных традиций: Дис. канд. пед. наук: 13.00.0 : Самара, 2000 177 c. РГБ ОД, 61:01-13/1272-1
 
6.Белоцкая Мария Анатольевна, Бондарева Анастасия Викторовна. Из опыта работы Государственное учреждение образования «Начальная общеобразовательная школа №2 г. Жлобина» Гражданско-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста
 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:  1.А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

Слайд 23СПАСИБО!
Желаю всем творческих успехов!


СПАСИБО! Желаю всем творческих успехов!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть