Слайд 1Технология продуктивного чтения,
как образовательная технология деятельностного типа.
Подготовила: Щирова О.Н., учитель
начальных классов
Слайд 2«Книга есть жизнь нашего времени.
В ней все нуждаются – и
старые, и молодые, и деловые,
и ничего не делающие»
В.Г. Белинский
Слайд 3Научить читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» – важная задача учителя и не
только на уроках литературного чтения.
С этой целью и была создана технология продуктивного чтения, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской.
Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения информации, ведется перечитывание, глубокое понимание текста.
Целью технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст.
Слайд 4Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. формирование техники чтения
и приемов понимания и анализа текста;
2. одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
3. введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
4. развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
5. приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.
Слайд 5Чем же отличается традиционный урок от продуктивного чтения?
Слайд 6I. Работа с текстом до чтения:
1. Обсуждает с учениками смысл
заглавия.
2. Рассматривает с детьми предтекстовую иллюстрацию.
3. Предлагает прочитать ключевые слова текста.
II. Работа с текстом во время чтения:
4. Организует первичное чтение в режиме диалога с автором.
5. Выявляет первичное восприятие.
6. Организует перечитывание текста.
7. Проводит обобщающую беседу.
III. Работа с текстом после чтения:
8. Рассказывает о писателе.
9. Организует выполнение творческих заданий.
Действия учителя на каждом из этапов чтения, при использовании техники продуктивного чтения
Слайд 7Рассмотрим применение техники продуктивного чтения на примере произведения В.Бианки
«Как Муравьишка
домой спешил» – Может ли писатель быть ученым?
Слайд 81 этап
Работа с текстом до чтения
Посмотрите на портрет, что
вы можете сказать о характере этого человека?
– Кем он может быть по профессии? (Писатель).
Это портрет Виталия Валентиновича Бианки, детского писателя.
Зная автора, можем предположить жанр произведения, с которым мы сегодня познакомимся? (Сказка, рассказ)
Слайд 9атвкакчевменьмуравьишкавлгрслищдасбдомойшвалчсяфкаварсипрспешил
Работая в парах «Найди слова». В данных рядах букв найдите
«спрятавшиеся слова» и вы узнаете, название произведения, которое будем сегодня читать:
Как Муравьишка домой спешил
- Предположите: кто будет героем произведения?
- Как могут разворачиваться события?
Слайд 10- Придумайте вопросы по произведению, которые помогли бы лучше в нём
разобраться.
Спасибо за интересные вопросы. Среди ваших вопросов мог бы оказаться такой:
Может ли ПИСАТЕЛЬ (художник слова) быть УЧЁНЫМ?
РАБОТА В ГРУППАХ
Повторим, кто такой писатель (художник слова), какова его задача, и кто такой учёный, в чём заключается задача учёного. Составляем кластер:
.
2 этап
Работа с текстом во время чтения, после первичного чтения
Слайд 11Вывод: Учёный пишет научные тексты, а писатель (художник слова) – художественные.
Где вы встречали научные тексты? (в энциклопедиях, словарях, в учебниках).
- А художественные?
Проблемный вопрос
-Как ВЫ думаете, В. БИАНКИ – писатель, учёный, а может быть сказочник? Докажите.
(Дифференцированная работа в группах или фронтальная: перечитывание текста. Беседа по содержанию в целом. Смысловая беседа по тексту.)
Сравним тексты, взятые из детских энциклопедий о природе, напечатанные на карточках и отрывки из сказки В. Бианки?
Подчеркните и прочитайте одинаковые слова и выражения, которые использованы при описании насекомых.
Слайд 12Жужелица.
У неё мощные челюсти и длинные ноги. Многие жужелицы окрашены
в тёмные тона и активны в сумерках. На своих ногах жужелица может пробежать километр, а то и два в поисках добычи.
Кузнечик.
У кузнечиков длинные ноги, прямые надкрылья. Все кузнечики хорошо прыгают, взлетают молниеносно, опускаются с помощью крыльев плавно и медленно.
Водомерка.
На поверхности воды живут клопы-водомерки. Удерживаются на поверхности воды водомеркам помогают длинные, широко расставленные ноги и то, что нижняя сторона их тела не смачивается водой. Скользя по воде, они охотятся на мелких, падающих в воду насекомых.
Обобщение: - Что вы можете сказать о В. Бианки как об учёном? Как хорошо он знает жизнь природы?
Вывод: Сравнивая научные тексты и отрывки из сказки “Как Муравьишка домой спешил”, можно отметить сходство в описании разных насекомых, В. Бианки использует точные и научные слова и выражения, а значит, обладает даром УЧЁНОГО.
Слайд 13А теперь выясним, как решает В. Бианки задачи ПИСАТЕЛЯ, соблюдает ли
он законы сказочного жанра?
Вспоминаем русскую народную сказку “Колобок ”. Сравним эти сказки.
Законы сказочного жанра:
- Путь-дорога испытаний;
- Накопление героев;
- Герой благополучно достигает цели.
С чего начинаются его испытания? Давайте повторим путь Муравьишки. Сколько «видов транспорта» он сменил? С кем он встретился?
Вывод: писатель учился у народа, у народной сказки, поэтому в его сказках - юмор, простота, яркость языка, стремительность действия.
Слайд 14Работая над текстом можем использовать приём “эмпатии”, т.е. примерить на себя
характера главного героя и его взгляда на мир, умение “вжиться” в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя.
А сейчас представьте тот момент, когда Муравьишка, наконец-то, попал домой в муравейник, долгое время не мог уснуть, вспоминая, каким долгим и трудным был путь, и о своих впечатлениях рассказал своим друзьям.
- Представьте, что Муравьишка – это вы, а точнее, что вы - это Муравьишка. Выберите самого интересного “извозчика”, т. е. того, кто помогал ему в пути, опишите его. Как можно точнее и расскажите о своих впечатлениях наездника. (подготовительная работа с текстом и рассказы уч-ся по 1 чел от группы).
Слайд 15Что вы чувствуете, что ощущаете?
А как вы думаете, что чувствовал
В. Бианки, когда рассказывал нам эту историю о Муравьишке? (он переживает, называет его ласково Муравьишкой, чтобы показать хрупкость и незащищённость, как бы помогает своему герою: во время пути к дому постоянно сверяется с солнышком, оно зашло только тогда, когда Муравьишка был дома).
Обобщение: Только писатель даёт возможность вжиться в образ героя, встать на его место, представить себя им, наука не даёт нам такой возможности. Что вы можете сказать о В. Бианки как о писателе?
Вывод; В Бианки обладает ярким даром ПИСАТЕЛЯ.
Слайд 16Для итога можно использовать метод контрольных вопросов (приём ТРИЗ-педагогики)
Паспорт.
Имя –
Муравьишка
Создатель – В.В. Бианки
Прописка – рассказ «Как Муравьишка домой спешил»
Внешний вид – …
Где впервые встречается – …
Личные качества – …
Друзья – …
Заветное желание – …
Какую черту характера героя вы бы хотели иметь у себя?
Почему?
Кто был сегодня на уроке в роли «муравья» и работал «не покладая рук», добро пожаловать в муравейник.
3 этап
Работа с текстом после чтения.
Слайд 17Преемственность в использовании данной образовательной технологии помогает в решении задач ФГОС,
поскольку обеспечивает формирование таких сторон читательского развития, как:
эмоциональная отзывчивость (активность читательских чувств и точное улавливание авторских чувств, сопереживание ситуации, героям произведения, автору);
активность и объективность читательского воображения;
постижение содержания произведения на уровне репродуктивном (пересказ), аналитическом (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев), синтезирующем (концепция произведения в целом);
осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.
Слайд 18Практикум по технологии продуктивного чтения
Задание. Установите правильный порядок действий учителя
при организации работы учеников с художественным текстом (соедините стрелками / проставьте буквы).
Правильный ответ: 1-Б, 2-В, 3-З, 4-Д, 5-Г, 6-И, 7-Е, 8-А, 9-Ж.