Презентация, доклад для выступления на ГМО на тему Одарённость и проектная деятельность

Содержание

Детская одаренность занимает одно из главных мест среди интересных явлений природы. Педагогов на протяжении многих лет волнуют проблемы ее диагностики и развития.

Слайд 1Проектная деятельность в работе с одарёнными детьми
Ефремова Марина Ивановна
учитель начальных классов

школы №1 г. Дубна Московская область
2016 г.
Проектная деятельность  в работе  с одарёнными детьмиЕфремова Марина Ивановнаучитель начальных классов школы №1 г. Дубна

Слайд 2Детская одаренность занимает одно из главных мест среди интересных явлений природы.

Педагогов на протяжении многих лет волнуют проблемы ее диагностики и развития.
Детская одаренность занимает одно из главных мест среди интересных явлений природы. Педагогов на протяжении многих лет волнуют

Слайд 3Современная начальная школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования.

Она призвана дать возможность всем детям, без исключения,проявить и раскрыть свои способности, творческий потенциал, подразумевающий высокую социализацию детей в будущем. С внедрением ФГОС перед нами, учителями, встают новые задачи, которые предполагают и новые результаты школьного образования. «В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).
Современная начальная школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. Она призвана дать возможность всем детям,

Слайд 4Понятие «одарённость» интерпретируется в разных аспектах.

Понятие «одарённость»  интерпретируется в разных аспектах.

Слайд 5В то же время, одаренность, как свойство психики, в принципе, должна

подчиняться закону нормального распределения. Если это так, (а распределение большинства психических свойств нормально), большинство детей, (примерно, 70%) являются «середняками». То есть успешность будущей профессиональной деятельности большей части детей может быть достаточно высокой. Но вряд ли результаты их деятельности будут выдающимися, оригинальными, из ряда вон выходящими.15% детей по разным причинам характеризуются большей или меньшей степенью неспособности к успешному овладению сложными видами деятельности. И, наконец, 15% детей являются одаренными, то есть обладают потенциалом, который может быть реализован в выдающихся достижениях культуры и искусства, открытиях, непревзойденных лидерских качествах.

Применительно к проблеме диагностики одаренности необходимо определиться, что для нас важнее: принять середняка за одаренного или не заметить одаренного ребенка? По- видимому, ошибки второго рода опаснее, потому что в этом случае одаренные дети не получают необходимой стимуляции, педагогической и психологической поддержки, без которых почти невероятна реализация столь ценного для нас потенциала одаренного ребенка.

В то же время, одаренность, как свойство психики, в принципе, должна подчиняться закону нормального распределения. Если это

Слайд 6По моему мнению, одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими,

очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности необходимо рассматривать с точки зрения двух аспектов поведения одаренного ребенка - инструментального и мотивационного. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный - отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

По моему мнению, одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет

Слайд 7Согласно психолого-педагогическим исследованиям, оказалось, что 52 процента учащихся моего класса проявили

эмоционально-волевую незрелость. 16 учащихся продемонстрировали трудности в построении отношений, где не хватает пластичности, инициативы, самостоятельности и уверенности в себе.













Примитивные рисунки-схемы характеризуют незрелость психики ребёнка.

Согласно психолого-педагогическим исследованиям, оказалось, что 52 процента учащихся моего класса проявили эмоционально-волевую незрелость. 16 учащихся продемонстрировали трудности

Слайд 8Однако, изучив ряд научных статей, я пришла к выводу, что такие

дети могут быть весьма одарёнными.

В «Рабочей концепции одаренности»
(М.Е. Богоявленская Природа «проблем» одаренных.) отмечается, что дети, имеющие ярко выраженные признаки одаренности в области специальных способностей или ускоренное развитие по интеллектуальным параметрам, часто отличаются специфическими проблемами в адаптации к коллективу сверстников, эмоциональной лабильностью, личностным инфантилизмом. Отмечается, что особо одаренные дети, из-за их истощаемости, трудно переносят любую деятельность, требующую физических или умственных усилий.

Однако, изучив ряд научных статей, я пришла к выводу, что такие дети могут быть весьма одарёнными.В «Рабочей

Слайд 9Как показали исследования, одним из самых мощных барьеров на пути становления

творческих способностей и одаренности является страх ошибки. В то же время эти дети могут отличаться двигательной расторможенностью, неспособностью к длительной концентрации внимания, трудностями в сфере общения, конфликтностью. Такие дети трудно усваивают социальные нормы. И, несмотря на то, что они имеют существенные проблемы в адаптации к коллективу и задержку эмоционального и личностного развития, серьезные нарушения у них в поведении и общении со взрослыми расцениваются как еще одно подтверждение неординарности мышления.


Дефицит внимания — это синдром, который характеризуется серьезными и постоянными нарушениями в следующих трех областях: нарушением внимания, импульсивностью контроля и часто сопровождается гиперактивностью. Обычно ребенок с дефицитом внимания испытывает трудности в обучении и/или слабо адаптирован к школьной среде.  У многих детей отмечается повышенная эмоциональность, эмоциональная неустойчивость, часто обидчивость. Трудности в межличностных отношениях часто считают обязательными «спутниками» одаренности.

Как показали исследования, одним из самых мощных барьеров на пути становления творческих способностей и одаренности является страх

Слайд 10Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для

человека, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью современного образования и воспитания. В качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности рассматривается проектно-исследовательская деятельность учащихся

Метод проектов имеет давнюю историю. Общеизвестно, что дидактическая значимость его основана на том, что обучение учащихся является более эффективным, когда образовательные задачи сопряжены с конкретной практической задачей или облачены в форму такой задачи.

Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих возможностей

Слайд 11В рамках изучения русского языка и математики в 1 классе дети

подготовили несколько проектов. Но самым продуктивным, на мой взгляд, оказался проект по окружающему миру «Природа в жизни человека».

При изучении темы «Как развивается растение» в январе 2016 детьми были прослежены все этапы развития фасоли из семени: сортировка семян, замачивание. появление первых «носиков», посадка в почву. Работа проводилась как фронтально, так и индивидуально. Самым интересным этапом оказалась групповая работа при высадке растения в почву.

В рамках изучения русского языка и математики в 1 классе дети подготовили несколько проектов. Но самым продуктивным,

Слайд 12К сожалению, объявленные внеплановые каникулы не дали возможности учащимся наблюдать процессы

роста и развития растений. Но я фиксировала каждый день все изменения. Вернувшись в школу, дети с огромным интересом включились в процесс наблюдений.
К сожалению, объявленные внеплановые каникулы не дали возможности учащимся наблюдать процессы роста и развития растений. Но я

Слайд 13В апреле ребята выбирали свою тему для проекта. Многим пришлась по

душе тема о развитии фасоли. Форма изложения и материал у каждого был свой, но везде красной линией проходила заинтересованность именно ребёнка в изложении материала. Здесь наглядно продемонстрированы знания, полученные именно через собственные исследования и наблюдения. А это является главным в проектной деятельности.
В апреле ребята выбирали свою тему для проекта. Многим пришлась по душе тема о развитии фасоли. Форма

Слайд 14Важно отметить, что среди этих детей не было явных «отличников». Но

свою работу каждый из них выполнил прекрасно. Одни – с помощью взрослых, другие самостоятельно Главное – была достигнута цель проектного метода. Это внимание к личности ученика и его уважение, отход от авторитарных и репродуктивных методов обучения. Следует добавить, что работа была проведена с соблюдением норм и правил функционирования проекта. Срок деятельности в ней (2 месяца) обеспечил достаточную степень погруженности учащихся в тему с тем, чтобы рассчитывать на то, что содержание останется в долговременной памяти ребёнка.  

  Проектная форма деятельности является педагогической технологией нового образования - одним из инновационных подходов в российском образовании, важным элементом в выявлении одарённости детей и развития творческого потенциала.

Важно отметить, что среди этих детей не было явных «отличников». Но свою работу каждый из них выполнил

Слайд 15Литература.
1.Богоявленская  М.Е. Природа «проблем» одаренных Методическое пособие
2.Внедрение технологии учебных проектов в образовательный

процесс на новом этапе развития Интернет-технологий: учебно-методическое пособие/В.Н. Борздун и др. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010.
3.Котова И. Е., Лобанова Н. В., Плохотникова Ж. В. Проектная деятельность как метод работы с одаренными детьми [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016.
4.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./ А.Н. Леонтьев. -2-е изд. – М., 1977.
5.Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие/ Материалы научно- практической конференции. – СПб: АППО, 2011. – 805 с. Кафедра психологии Кафедра педагогического проектирования ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ, РАЗВИТИЕ Материалы Северо-Западной региональной научно-практической конференции Санкт-Петербург 2011
Литература.1.Богоявленская  М.Е.  Природа «проблем» одаренных Методическое пособие2.Внедрение технологии учебных проектов в образовательный процесс на новом этапе развития

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть