Слайд 1Использование инновационных методик в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель
МДОУ «Ясли
- сад № 368 г. Донецка»
Попова А. А.
Слайд 2Актуальность
Наше время – это время больших перемен. Современное общество нуждается в
людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации.
Поэтому, особо важно, чтобы современный ребёнок овладел не только определённой суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определённой речевой активностью. Поэтому, в своей работе особое внимание я уделяю именно развитию речи своих воспитанников.
Я считаю, что развивать речь ребёнка, не включая её в познавательную деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая её более осознанной и целенаправленной.
Так же я уверена в том, что чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей дошкольного возраста, тем выше гарантии успешности школьного обучения и дальнейшего развития ребёнка как личности. Именно поэтому, возникает необходимость в поиске и применении эффективных методов в познавательно – речевом развитии дошкольников, способствующих достижению устойчивых, положительных результатов.
Слайд 3Целью данной курсовой работы является изучение и применение инновационных методик в
познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста, наряду с традиционными методами и приёмами.
Задачи этой курсовой работы – изучение необходимой теории научной литературы, обоснование необходимости внедрения современных образовательных программ и технологий, развитие навыков использования интерактивных форм в образовательном процессе (технологии ТРИЗ, здоровьесберегающие технологии и др.); изучить методическую, психологическую и педагогическую литературу по данной тематике.
Объектом курсовой работы является процесс развития речи у детей дошкольного возраста.
Гипотезой данной курсовой работы послужило предположение о том, что использование современных методик наряду с традиционными методами на занятиях и в повседневной жизни способствует повышению уровня
развития речи у детей дошкольного возраста.
Слайд 4Для формирования и активизации познавательно – речевого развития, наряду с традиционными
методами и приёмами, используются следующие
инновационные методы
Игровые технологии
Здоровьесберегающие технологии
ТРИЗ – технологии
ИКТ- технологии
Технология мнемотаблиц
Педагогическая арт – терпия
Синквейн
Слайд 5Игровые технологии – обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса
в форме различных педагогических игр.
Слайд 6Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех
факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Задача – сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Слайд 7Виды современных здоровьесберегающих технологий
Слайд 8
Средства
система
направления
Для
достижения целей здоровьесберегающих технологий обучения применяются следующие группы средств:
средства двигательной направленности;
оздоровительные силы природы;
гигиенические факторы.
Система общеоздоровительных мероприятий включает:
обучение детей уходу за своим телом,
закаливание,
витаминизацию блюд,
оптимизацию двигательной деятельности детей.
К основным направлениям оздоровительной деятельности в дошкольной организации следует отнести:
организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
организацию питания;
обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду;
организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками;
физическое воспитание детей.
здоровьесберегающих технологий
Слайд 10Основной целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие,
с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой стороны – поисковой активности, стремления к новизне, речи и творческого направления.
ЗАДАЧИ
Познавательное развитие:
расширение кругозора;
формулировать и разрешать
противоречия;
уметь классифицировать,
обобщать, делать выводы;
систематизировать знания
по математике,
экологическому воспитанию,
социальной
Действительности.
Речевое развитие:
формирование и
активизация словаря;
развитие связной речи;
активизация общения,
развитие диалогической
речи;
развитие умения задавать
вопросы;
словотворчество и
сочинительство;
подготовка к обучению
грамоте.
Творческое развитие:
умение находить
нестандартные решения;
находить выходы из
противоречивых ситуаций;
Не бояться давать ответы,
строить предложения,
отстаивать свою точку
зрения;
уметь сужать поле
деятельности для решения
поставленных задач;
проявлять творчество в
различных видах
деятельности.
Слайд 11Основная идея ТРИЗ
Технические системы возникают и
развиваются не «как попало», а по определённым законам: эти законы можно познать и использовать для решения творческих задач.
Приёмы работы над развитием творческой личности
Благоприятная атмосфера, доброжелательность со стороны педагога, отсутствие критики в адрес ребёнка;
Стимулирующая развивающая среда;
Поощрение оригинальных идей и высказываний ребёнка;
Разноплановая творческая деятельность;
Использование личного примера, творческого подхода воспитателя к решению проблемы;
Свободно и активно задавать вопросы.
Слайд 12Информационно-коммуникативные технологии
это обобщённое понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки
информации
Направления в
информационных
компьютерных
технологиях
Слайд – шоу или
презентации
3 –D рисунки и
модели
Обучающие игры и
развивающие
программы
Интерактивные
рисунки
Цветные
картинки
Интерактивные
модели
Программы,
тренажёры,
текстовые
программы
Анимированный
сюжет
Короткие
анимации
Видеофрагменты
Слайд 13Технология мнемотаблиц
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение
детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;
Перекодирование информации, т. е . Преобразования из абстрактных символов в образы;
Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Слайд 14Педагогическая арт – терапия
Арт – терапия является междисциплинарным подходом, соединяющим
в себе различные области знания – психологию, педагогику, медицину и т.д.
Техники арт – терапии применяют при достаточно широком спектре проблем. Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход внутренней некомфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания.
Педагогическая арт-терапия - это волшебная страна. Там ребенок научится быть самим собой, станет понимать чувства других, и использовать эмоции в качестве средства общения. Помогут нам справиться с трудностями волшебство, юмор и справедливое отношение к добру и злу, живущих в сказках, завораживающие и удивительные звуки музыки, а так же богатство образов и красок произведений великих художников и самих малышей. К душе каждого ребенка важно найти особый ключик.
Педагогическая арт-терапия - технология, позволяющая при относительно небольших временных и финансовых затратах создать условия для выявления потенциальных возможностей и стимулирования личностного роста ребёнка, коррекции и развития (самореализации, самовыражения, повышение адаптивных способностей личности, изменение стереотипов её поведения, проявление социальной и творческой активности)
Слайд 15Виды арт – терапии для дошкольников
Игротерапия
Изотерапия
Сказкотерапия
Музыкотерапия
Цветотерапия
Песочная анимация
Фототерапия
Вокалотерапия
Слайд 16Синквейн
Синквейн – слово французское, в переводе означает « стихотворение из пяти
строк». Это маленький стих, состоящий из трёх строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.
Синквейн – нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определённой задачи.
Чтобы составлять синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко и кратко излагать.
Правила составления синквейна
1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание(название предмета, произведения, имя героя и т. д.);
2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства. слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.
Слайд 17Заключение
Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств,
направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.
Познавательно – речевое общение у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей, успешное решение которой, необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Поэтому целенаправленная развивающая работа воспитателя с детьми при помощи различных инновационных и развивающих технологий приведёт к положительной динамике показателей.
Применение инновационных педагогических технологий способствует:
повышению качества образования;
повышению квалификации воспитателей;
применению педагогического опыта и его систематизации;
использованию компьютерных технологий воспитанниками;
сохранению и укреплению здоровья воспитанников