Слайд 1Речь воспитателя как средство развития культуры речи детей
Подготовила : воспитатель Григорьева
Н.С.
«Слово — одежда всех фактов, всех мыслей».
Максим Горький.
2015 г
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 г.Самара
Слайд 2Что такое культура речи?
«Культура речи - это совокупность навыков и знаний
человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения, владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.» Скворцов Л.И.
Слайд 3
Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена
своеобразием их восприятия и мышления. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей.
Слайд 4Плодотворно работать над речью детей может только воспитатель, владеющий собственной речью
и постоянно заботящийся об ее усовершенствовании.
Слайд 5Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.
Владение культурой
речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе.
Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.
Слайд 8От культуры речи педагога зависит культура речи детей. Помня об этом,
педагог должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.
Формирование детской речи происходит путем подражания речи взрослых. Подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».
Слайд 9Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека.
К сожалению, на практике
бывает, что в речи педагогов встречаются следующие недостатки:
нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;
побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево»);
произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
неправильное ударение в словах;
монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);
засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);
копирование речи малышей, «сюсюканье»;
использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т.д.
Слайд 10Примеры этих слов-паразитов проиллюстрированы веселым стихотворением Э.Мошковской:
Жил-был этот, как его,
Ну, значит,
и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак-
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители-
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.
Слайд 13уместность
выразительность
богатство
чистота
точность
логичность
Хорошая речь педагога
Слайд 14Правильная речь
Лексические нормы
Стилистические нормы
Грамматические нормы
Орфоэпические нормы
Фонетические нормы
Орфографические нормы
Слайд 15Заключение.
Педагог-воспитатель обязан владеть культурой речи. Так как она свидетельствует об его
эрудиции, интеллекте, этике, воспитании.
Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателями. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях. Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.
Слайд 16Высказывания великих людей о речи.
«Слово – одно из величайших орудий человека.
Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя» (А.Ф. Кони).
Скажи мне слово – и я скажу, кто ты! (Сократ.)
Те, кто уверяет, что имеет в голове много мыслей, но выразить их не умеет из-за отсутствия красноречия, - не научились понимать самих себя. ( М.Монтень.)
Кто из нас не хочет научиться говорить красноречиво и убедительно! Ведь слово сопровождает нас повсюду, а наш язык – признак ума или глупости. Всякая интеллектуальная профессия – речевая, поэтому «цветами красноречия усыпан путь в любой карьере» (А.П.Чехов).
Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою. (Из «Книги притчей Соломоновых».)
Кто не умеет говорить, карьеры не сделает. (Наполеон.)
Слайд 17Памятка для педагога
Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты
речи;
Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т.е. хорошую дикцию;
Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм;
Стремиться правильно использовать интоннационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;
В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;
Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей);
Речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем сотрудникам д/с (не допускаются грубые выражения).
Слайд 18 Задания для педагогов
Назовите формы речи (диалогическая и монологическая)
Какие умения
развиваются в диалоге. (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
Какие формы работы используют при обучении детей связной речи. (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)
Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)
Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)
Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)
С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
Ведущий прием для активизации речи и мышления. (образец воспитателя )
Слайд 19Для подготовки презентации использована статья:
«Речевая культура педагогов дошкольных образовательных учреждений»
Старцева Елена Алексеевна,
учитель-логопед
Литература
Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка / Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва. – М.: Русский язык, 1993. – 927 с.
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. - 400 с.
Бородич А.М. Методика развития речи детей: учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / А.М. Бородич. – 2-е изд. – М: Просвещение, 1981. – 255 с.
Колосова И.В. Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения / И.В. Колосова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009. - №3.
Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. – 223 с.
Скворцов Л.М. Культура русской речи. Словарь-справочник / Л.М. Скворцов. – М.: Издательство «Знание», 1995. – 256 с.
Словарь-справочник по культуре устной и письменной речи / Сост. М.Б. Елисеева Б.М. Золик, А.Б. Черепнин, 1996. – 32 с.
Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2007. – 256 с.
Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для уч-ся / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. – М.: Просвещение, 1977. - 239 с.