Слайд 1Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№29г.Черемхово»
Пальчиковые игры
как способ развития речи
детей младшего
дошкольного возраста
Выполнила:
Воспитатель второй младшей группы Борисова В.К.
Слайд 2«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
В.А.Сухомлинский
«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»
В.М.Бехтерев
Слайд 3Цель работы:
Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых
игр и упражнений
Задачи:
Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
Повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
Ожидаемый результат:
Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста;
Формирование речевых навыков у детей младшего возраста;
Интеллектуальное развитие детей;
Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Слайд 4План работы
Подбор и изучение научно-методической литературы по данной теме.
Изучение теоретических основ
формирования речи детей
младшего возраста
Изучение особенностей становления речи детей на ранних
этапах детства
Разработка перспективного плана работы
Создание картотеки пальчиковых игр
Разработать план работы с родителями по данной теме
Консультативная помощь родителям
Обобщение опыта работы по теме самообразования
Слайд 5Взаимодействие с родителями
Индивидуальные беседы :
рекомендовать родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
Консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» «Пальчиковая гимнастика»
«Практикум для родителей по теме: «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»
Ширма - передвижка «Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего дошкольного возраста»
Выпуск памяток для родителей «Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников», «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?»
Слайд 6Учёными была выявлена закономерность:
если развитие
движений
пальцев соответствует возрасту,
то и речевое развитие
находится в пределах
нормы и наоборот.
Слайд 7Наша речь имеет неврологические основы.
Головной мозг - это высший отдел нервной
системы. Он управляет деятельностью всех структур нервной системы, в том числе и речью.
Слайд 8М.М.Кольцова в работе «Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые
области формируются под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук.
Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга.
Слайд 9Японский врач Намикоси Токудзиро
создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он
утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккупунктурных точек, массируя которые, можно воздействовать на внутренние органы рефлекторно с ними связанные.
Слайд 10По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В
восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
Слайд 11«Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик» - первые игры, с которыми знакомится ребёнок.
Они передаются из поколения в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления , зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и речи, а в дальнейшем формированию письма
Слайд 12Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна
рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.
Старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
Слайд 13Рекомендации для проведения этих занятий
После каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы (потрясти
кистями рук)
Пальцы нужно нагружать равномерно
Оказывает комплексное воздействие
Оказывает комплексное воздействие
Слайд 14Учитывая тот факт, что активные
движения тонких
дифференцированных движений пальцев и кистей рук
стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и
использовать их в работе с дошкольниками.
Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.
Слайд 15Касание подушечками пальцев соответствующей ладони
Средний палец – старший брат,
Он помочь братишкам
рад.
Засучивши рукава,
Начал он колоть дрова.
Массаж пальцев
Долго – долго суп варился,
Котелок наш закоптился.
Будем мы его тереть,
Чтобы начал он блестеть.
Слайд 16«Дом»
Молоточком мы стучим,
Дом построить мы хотим.
Строим мы высокий дом,
Будем жить мы
в доме том.
«Бабочка»
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На березовой ветке.
Гимнастика с учебными предметами
Мы ручку правильно берём,
Кладём на средний палец,
Теперь большим его прижмём,
А указательным ведём,
Чтобы она качалась.