Слайд 1 ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Слайд 2
Экспериментирование – это способ материального и
мысленного воздействия человека на реальный или воображаемый объект для исследования, познания его свойств, связей, отношений.
Игры-эксперименты — это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета.
Слайд 3
«Развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах является необходимым
условием для успешного становления личности дошкольника. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»
( Н.Н.Подъяков)
Слайд 4
Цель и задачи педагогической технологии
Создание условий для формирования основ целостного мировидения
у детей средствами физического эксперимента.
Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.
Обеспечить обогащенное познавательное и речевое развитие детей, формировать базисные основы личности ребенка.
Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Формировать диалектическое мышление, способность видеть многообразие окружающего мира.
Формирование у дошкольников коммуникативных навыков, навыков сотрудничества.
Слайд 5
Игры - экспериментирования разрабатываются или отбираются воспитателем на основе следующих принципов:
возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности;
доступности содержания игр;
сочетания наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей;
ориентации на обеспечение «культурной практики» детей в игре;
сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности;
адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;
постепенного усложнения игр;
цикличной организации игр.
Слайд 6
Для положительной мотивации деятельности детей необходимо использовать различные стимулы
• новизна,
необычность объекта
• тайна, сюрприз
• мотив помощи
• познавательный момент (почему так)
• ситуация выбора
Слайд 7Задачи игр - экспериментирований
1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство
с элементарными знаниями из различных областей науки.
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов-экспериментов.
3. Развитие у детей познавательных способностей: развитие мыслительных способностей анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение; формирование способов познания путем сенсорного анализа.
4. Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Слайд 8Игры – эксперименты бывают:
По продолжительности:
кратковременные (от 5 до 15 минут);
длительные (свыше
15 минут).
Продолжительность эксперимента определяется многими факторами:
особенностями изучаемого явления,
наличием свободного времени,
состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
Слайд 9По характеру мыслительных операций игры -эксперименты могут быть:
констатирующие (позволяющие увидеть какое
- то одно состояние объекта или одно явление),
сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);
обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
Слайд 10
При создании предметной среды для игр – экспериментов предоставляются объекты,
которые так или иначе попадают в поле зрения детей в быту.
При отборе этих объектов необходимо опираться на принципы доступности, безопасности, заинтересованности.
Слайд 11В группе можно создать уголок экспериментирования в котором находится разнообразное оборудование:
-
емкости различных форм и размеров, шприцы, пипетки, трубочки, увеличительные стекла, лупы, измерительные приборы, губки, пенопласт, вата, поролон и т. д.
- объекты неживой и живой природы: камешки, ракушки, шишки, листья, песок, почва, веточки
- различные материалы: ткань, бумага, дерево, резина, стекло, магниты и т. д.
Все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к исследовательской деятельности.
Слайд 13
Игры - экспериментирования с детьми организовываются по пяти взаимосвязанным направлениям:
“Неживая природа”
(воздух, вода, почва и др.).
“Живая природа” (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.).
“Физические явления” (свет, звук, магнетизм, превращение твердых тел в жидкие, жидких – в газообразные и наоборот и др.).
“Человек” (функционирование организма и др.).
“Рукотворный мир” (материалы и их свойства).
Слайд 14
В детском саду игры – экспериментирования условно можно разделить на
2 группы:
- игры – экспериментирования в естественных условиях, в природе, когда дети сами находят объекты исследования и экспериментируют с ними, используя методы, изобретенные самостоятельно;
Слайд 15
игры –экспериментирования в специально созданных условиях: с увеличительным стеклом, с различными
предметами для исследования
( водой, песком, глиной, красками и т.д.)
Слайд 16
Роль воспитателя в организации игр – экспериментирований является ведущей.
Он непосредственно участвует в играх – экспериментах, так, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководит ими так, чтобы у дошкольников сохранялось чувство открытия.
Слайд 17
Связь игр - экспериментирований с другими видами деятельности
Игры - экспериментирования и развитие речи.
Игры-экспериментирования пополняют и активизируют словарный запас детей об окружающих предметах и материалах, из которых они сделаны, их свойствах и способах использования.
Игры - экспериментирования и изобразительная деятельность.
Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.
Слайд 18 Игры -экспериментирования и формирование элементарных математических представлений.
Во время
проведения игр возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.
Слайд 19Игры – экспериментирования и труд.
С одной стороны наличие у детей
трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
Слайд 20Игры – экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста.
На третьем
году жизни наглядно-действенное мышление достигает своего максимального развития. Манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование. Продолжая обогащать среду ребенка более сложными объектами, взрослый создает все условия для развития его самостоятельности.
Слайд 21
Для игр – экспериментирований и занятий с малышами
в группах оборудован центр «Песок – вода», с необходимым набором предметов и оборудования: наборы плавающих и не плавающих предметов, чашечки, стаканчики, лейки, трубки, черпачки, песочные наборы, ситечки и другие предметы.
Слайд 22
Этапы игры – экспериментирования в младшей группе
1 этап:
привлечь внимание малыша к тактильному объекту.
2 этап: показать, как обследовать объект.
3 этап: дать малышу действовать самостоятельно.
Слайд 23
На четвертом году жизни возникает наглядно-образное мышление. У детей
ярко проявляется любопытство. Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы
Воспитатель не сообщает знания в готовом виде, а помогает ребенку получить их самостоятельно в ходе игры – экспериментирования. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели.
Дети еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе со взрослым, поэтому участие педагога в совершении любых действий является обязательным.
Слайд 24Средняя группа
У детей в средней группе количество вопросов возрастает, потребность получить
ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. В этой возрастной группе можно проводить игры - эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воды и снега, песка.
Слайд 25Старшая группа
При правильной организации работы у детей старшей группы
формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы.
При проведении игр - экспериментирований работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и выполнив одно задание, ребята получают следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на всю игру и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается.
Слайд 26
Подготовительная к школе группа
В этой группе проведение игр – экспериментирований
должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.
Слайд 27
Важно помнить, что игры – экспериментирования должны создавать у детей хорошее
настроение, доставлять удовольствие. Ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению что-то сделать самому. Радость – залог успешного развития детей любого возраста.