Слайд 2
Артикуляционная гимнастика представляет собой определённый комплекс упражнений для челюстей, губ, языка,
подготавливающий правильное произнесение звуков.
Целью артикуляционной гимнастики является отработка каждого элемента артикуляционного уклада необходимого для правильного произнесения звука.
Артикуляционная гимнастика обычно проводится по подражанию , перед зеркалом, на счет. Если движения не получаются , то используется механическая помощь.
Слайд 3Правила выполнения артикуляционной гимнастики
Надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков,
которые неправильно произносит ребёнок. Если он искажает все группы звуков, то одновременно можно брать упражнения из комплексов для свистящих и соноров, а потом переходить к другим комплексам.
Принуждать ребёнка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат. Если они будут проводиться в форме игры.
Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. (Ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются , пальцы рук не напряжены и не двигаются).
Некоторые упражнения выполняются под счет . Который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.
У ребёнка не сразу может всё правильно получиться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае нельзя фиксировать внимание на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав. Что ранее это тоже не получалось.
Слайд 4Упражнения для челюстей:
Широко приоткрыть рот и произнести звук «А»
Слайд 5Упражнения для челюстей:
Выполнять движения нижней челюстью вперёд -назад ( 5 раз)
Выполнять
движения нижней челюстью влево -вправо ( 5 раз)
Слайд 6Упражнение для губ:
«Улыбка»- губы растянуть в улыбке, зубы сомкнуть.
Тянуть губы
прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются …Смеются…
А глаза у них как блюдца.
Слайд 7Упражнение для губ:
«Трубочка»- губы вытянуть вперёд узкой трубочкой, зубки сомкнуть.
Мои губы
– трубочка
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду,ду-ду-ду,
Ду-ду,ду-ду-ду!
Слайд 8Упражнение для губ:
«Хоботок»- рот приоткрыть , губы слегка вытянуть вперёд
в форме хоботка.
Подражаю я слону:
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
Слайд 9Упражнение для губ:
Чередовать «Улыбка»- «Трубочка»- «Хоботок»
1
2
3
Слайд 10Зарядка для язычка
Статистические подготовительные упражнения.
(Взрослый может читать стихотворения вслух, а ребёнок
выполнять упражнение)
Слайд 11Упражнение для языка:
«Лопаточка»-рот приоткрыт , губы в улыбке,
язык широкий , спокойный лежит на нижней губе.
« Язык лопаткой положи,
И спокойно подержи,
Язык мы будем расслаблять
И под счёт его держать,
Раз , два, три, четыре, пять-
Теперь можно убирать.»
Слайд 12Упражнение для языка:
«Иголочка»- рот приоткрыт, зубы в улыбке, язык узкий, твёрдый
высовывается изо рта, как можно дальше. ( Взрослый считает до 10)
Слайд 13Упражнение для языка:
Чередовать «Лопаточка»- «Иголочка»
« Язык лопаткой положи,
И спокойно подержи,
А теперь, раз,два, три-
Ты в иголку преврати »
Слайд 14Упражнение для языка:
«Горка»- рот приоткрыть боковые края языка прижать
к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы.Удерживать в таком положении 15 секунд.
Слайд 15Упражнение для языка:
«Трубочка»- высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх.
Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 секунд.
Слайд 16Упражнение для языка:
«Ковшик» - рот приоткрыть, широкий язык положить на нижнюю
губу, кончик и бока языка загнуть так, чтобы получилось небольшое углубление спинки языка. Удерживать в таком положении 15 секунд.
Язык широкий положи
Его в ковшик преврати.
Ковшик на губе держи,
Осторожно в рот внеси
И подольше подержи.
Слайд 17«Грибок»- улыбнуться , рот приоткрыть, медленно пощёлкать языком и приклеить (присосать)
его к нёбу.
(Из языка получится шляпка грибка, а из подъязычной связки –ножка.)
На лесной опушке,
Где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка-
Шляпка на макушке,
Мы в лесок с тобой пойдем
И грибочки соберём.
Упражнение для языка:
Слайд 18Упражнение для языка:
«Гармошка»-улыбнись , рот приоткрой, медленно щёлкни языком и присоси
его к нёбу. Не опуская язык, закрывай и открывай рот(подъязычная уздечка растягивается как меха гармошки)
К нёбу язычок прижми,
Челюсть ниже опусти.
Рот открой, потом прикрой,
Гармонист ты не плохой.
1
2
Слайд 19Динамические подготовительные упражнения.
(Взрослый может читать стихотворения вслух, а ребёнок выполнять упражнение)
Слайд 20Упражнение для языка:
«Вкусное варенье»-Высунуть язык , рот приоткрыть,облизать сначала верхнюю губу,
затем нижнюю.
-Ох , и вкусное варенье,
Жаль осталось на губе,
Язычок я подниму
И варенье оближу.
Слайд 21Упражнение для языка:
«Индюк»- рот приоткрыть, положить язык на верхнюю губу и
делать движение широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад; сначала медленно поглаживать губу, стараясь не отрывать язык от губы; затем быстрее поглаживать губу и подключить голос пока не послышится звук: бл-бл-бл
Малышата – индюшата
Лапками топочут ,
Весело болбочут:
Бл-бл-бл!!!!!
Слайд 22Упражнение для языка:
«Маляр»- улыбнуться, открыть рот, поднять язык к бугорочкам .
Водить, поглаживая кончиком языка, как кисточкой, по нёбу вперёд-назад.
Красить потолок пора,
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Язык к нёбу поднимаем,
Поведём вперёд-назад-
Наш маляр работе рад!
Слайд 23Упражнение для языка:
«Качели»-улыбнуться, рот приоткрыть, широким языком сначала тянуться наверх к
носику, а затем вниз к подбородку.
На качелях я качаюсь:
Вверх – вниз, вверх - вниз,
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
Слайд 24
Упражнение для языка:
«Кусаем язычок»- губы в улыбке, язык сначала зажать между
зубами , затем покусать его, произнося звук л-л-л