Слайд 2В.В. Серов. Портрет И.И. Левитана
Жил-был Грустный художник. А грустен он был
потому, что уж очень невеселая была у него жизнь. Он мечтал стать художником, а на художника учиться ох как долго! Сначала надо научиться рисовать, потом писать красками, а потом еще суметь делать это так, как до тебя никто не умел. Понятно, что на все надо много времени
Слайд 3У Грустного художника не было ни денег, ни родных, которые могли
бы ему помочь. Он часто бывал голоден, ходил в старой и рваной одежде и в башмаках с оторвавшейся подошвой, а теплой одежды и вообще не имел. Представьте, как замерзал он в холодные зимние дни...
В том доме, где он вырос, у него не было даже своего уголка, поэтому студентом он часто оставался ночевать в своем училище. Устраивался под лавкой и старался забиться подальше, чтобы его не заметил и нe выгнал злой сторож, которого все боялись и звали «Нечистая сила», как какого-нибудь лешего или домового.
Московское училище живописи, ваяния и зодчества
Слайд 4
Грустный художник умел разговаривать с деревьями и облаками, слышал, как
растет трава, умел показать, что красота есть везде, даже в лужице, в которой отражается
небо. Но... он не любил Солнце. Оно казалось ему чересчур ярким, не в меру резким, назойливым, оно мешало ему наслаждаться природой. Поэтому чаще всего он изображал дождливые, пасмурные дни или вечер, или осень, когда Солнца становится совсем мало.
На севере
Слайд 7Но все равно картины Грустного художника были прекрасны. И все любители
живописи тотчас узнавали их не только по краскам, но и по настроению.
Левитан И.И. "Осенний день. Сокольники." 1879
Слайд 8 На этой картине никого нет, только земля и небо. Но
мы как будто слышим протяжную песню и звон кандалов, вздохи и тяжкие мысли арестантов, которых водили по этой дороге в Сибирь.
Владимирка 1892
Слайд 11Весна. Большая вода, 1897
А вот и весна! Трогательные тонкие деревья отражаются
в воде и оттого кажутся длинными-длинными... Еще холодно, хотя небо уже по-весеннему поголубело... Совсем скоро вода сойдет, покажется мокрая земля, засияет солнце, расцветут цветы, распустятся молодые листочки... Но такую привычную, звонкую весну любят все, а Грустному художнику хотелось показать, как прекрасен и серенький, зябкий день. Ведь этого никто раньше не замечал.
Слайд 12А на другой картине — высокий берег и на нем бедная
церквушка. Рядом несколько деревьев и покосившихся крестов на кладбище. Печально, тихо... Грустный художник увидел все это сверху, как летящая птица. Церковь кажется совсем маленькой, крестики — крохотными, а небо и земля огромны и словно о чем-то говорят друг с другом. И каждый, кто посмотрит на эту картину, наверняка подумает о том, что люди рождаются и умирают, а вода, земля и небо вечны и остаются такими же всегда. Грустно...
Слайд 13И.И. Левитан. Над вечным покоем, 1894
Слайд 14 Но веселые Солнечные Лучики решили, что не оставят Грустного художника
в покое. Они все время старались попасться ему на глаза, прыгнуть на кончик кисти. Иногда художник нехотя пускал их в свои картины, но так, чтобы они не очень-то распускались. То разбросает солнечные пятна на лужайке в лесу, где они не слишком яркие, то позволит им поплясать немного на воде, чтобы их отсветы не слепили глаза.
Слайд 19 Но Солнечным Лучикам казалось несправедливым, что такой замечательный художник
не любит и не замечает их красоты, которая так радует других людей. И однажды они сговорились попробовать застигнуть его врасплох, развеселить и даже рассмешить. Начиналась весна, и день стоял солнечный и радостный. Грустный художник ехал в санях и невесело посматривал по сторонам. «Видно, не придется сегодня поработать. — думал он, — слишком светло все, слишком ярко, как в театре. Как жаль, целый день пропадет!»
Вдруг в синем небе над его головой оглушительно заорала лесная птица сойка. Услышав ее крик, художник вздрогнул от неожиданности, быстро вскинул голову, и его широкополая шляпа отлетела и свалилась в снег. И тут сразу все озорные Солнечные Лучики дружно брызнули ему в глаза, и Грустный художник с непривычки словно ослеп. Привстал в санях, замахал руками, и тоже вывалился в сугроб. А лошадка на радостях, что сани стали совсем легкими, рванулась вперед да и припустилась рысью. Добежала до дома и встала перед крыльцом, как вкопанная.
Лежит Грустный художник в сугробе, ищет шляпу, чтоб скорей нахлобучить, а шляпы-то нет! А Лучики хохочут, глаза щекочут, ну-ка, мол, открывай глаза сейчас же!
Слайд 21 Сел художник, глаза открыл, а с непривычки и смотреть не
может, опять зажмурился. Потом протер глаза, взглянул — и сам себе не поверил. Красота-то какая! В голубом небе тоненькие веточки берез переливаются разными цветами. Их белые стволы словно светятся, а за ними темная зелень сосен. Высоко-высоко на березе темный скворечник — ждет-не дождется своих жильцов. Снег на крыше крыльца подтаял, на дороге потемнел, стал рыхлым. А тени на снегу голубые-голубые! И все вокруг залито солнцем! Так празднично и почему-то все-таки... чуть-чуть печально. Потому, наверное, что и с зимой прощаться жалко, и весна еще только начинается, будут еще и холода, и морозы.
Долго-долго смотрел Грустный художник и на этот дом, и на лошадку, и на высокие деревья. А Солнечные Лучики не мешали ему больше. Они уже и так поняли, что их затея удалась.
Слайд 22 Так звали того Грустного художника.
Исаак
Левитан
1860-1900
Слайд 27Левитан И. И. СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ ВЕСНА 1876
И правда, с того
дня Грустный художник стал другим. Конечно, он не сделался весельчаком. Но все же перестал прятаться от Солнечных Лучей, и они то и дело появлялись на его картинах.
Слайд 28Вот свежий ветер надувает паруса залитого Солнцем красавца корабля на большой
реке. В небе бегут пушистые облака, река вся покрыта мелкими, быстрыми волнами. Все так нарядно, бодро, весело! Даже и не верится, что эту картину написал Грустный художник.
Слайд 29Исаак Левитан. Свежий ветер. Волга. 1895
Слайд 30 А вот — золотая осень. Это когда листья на деревьях
уже пожелтели, но еще не опали. И когда в такой осенний день выглядывает Солнце, весь лес будто горит — такие огненные цвета у листьев — багровый, желтый, красный, оранжевый! Красиво так, что дух захватывает! Голубое холодное небо, спокойная вода речки, золотые березы. И снова все-таки немножко... грустно. Уж слишком недолговечна эта красота. День-два — и ударят морозы, покроется инеем трава, поблекнут цвета.