Слайд 1Понимает ли первоклассник прочитанное?
Слайд 2ЧТЕНИЕ — ЭТО...
Под работой с текстом в школе
традиционно подразумевают:
Слайд 3Чем обусловлено нарушение понимания прочитанного?
Слайд 5Восприятие
Читать — это значит, прежде всего, уметь, расшифровывая буквы, догадываться
о тех словах, которые ими обозначаются.
Слайд 6Понимание содержания
Прочитанные слова вызывают в нашем сознании какие-то смыслы,
ассоциации. В одном случае — яркий образ, в другом — чувство, желание или отвлеченный логический процесс.
Слайд 7Оценка прочитанного
Ребенок часто не осознает, что в тексте есть
непонятные для него слова. Как правило, дети ни о чем не спрашивают. Но если попросить их уточнить значения некоторых слов, станет ясно, что многие слова остались для ребенка непонятными. Если не все слова понятны ребенку, можно сомневаться и в точности возникающих в воображении картин.
Слайд 8Причины непонимания
Пассивное отношение к процессу чтения — ребенок делает то,
что велел взрослый, не находя в этом собственного смысла и хоть какого-то удовольствия.
Чтение без понимания часто встречается у детей с бедным словарным запасом, узким кругом интересов. Количество незнакомых, не встречавшихся раньше в жизни слов так велико, что ребенок даже не пытается справиться с выяснением их смысла.
Недостатки в понимании лексико-грамматического строя речи.
Осмысленное чтение становится непосильным для детей со сниженной умственной работоспособностью, повышенной утомляемостью, затрудненной произвольной концентрацией внимания, для тех, кто часто и легко отвлекается.
Слайд 9ЧТЕНИЕ КАК ИГРА
Процесс осмысленного чтения состоит из догадки, узнавания
слова по первым буквам, и контексту.
По мере освоения навыка осмысленного чтения этот процесс становится все более заметным.
Материал для первоначального чтения должен быть подобран так, чтобы ребенок, настраиваясь на процесс догадки, получал для нее достаточные основания.
Слайд 10ДОМАШНЯЯ ШКОЛА
«Путаница»
- Внимательно послушай стихотворение.
Кто на дереве сидит?
Кит.
В океане кто плывет?
Кот.
В огороде что растет?
Рак.
Под водою кто живет?
Мак.
Перепутались слова!
Я командую: «Раз — два»
И приказываю вам
Всех расставить по местам.
- Ответь на вопросы:
Какие слова перепутались? Почему?
Чем эти слова похожи друг на друга?
Чем отличаются?
Слайд 11ДОМАШНЯЯ ШКОЛА
«Придумай новые слова»
Измени один звук в названных словах
так, чтобы получилось новое слово.
Например: дом — дым.
• Слова для изменения второго, центрального, звука: кот, пар, пил, сок, сон, мел (кит, пир, пел, сук, сан, мол).
• Слова для изменения первого звука: лук, макет, лак, день, точка, даль (сук, жакет, рак, пень, дочка, жаль).
• Слова для изменения последнего звука: пар, вал, мох, мак, сон, сук, стоп, сыр (пан, вар, мол, мах, сок, суп, стол, сын).
Слайд 12ДОМАШНЯЯ ШКОЛА
«Объясни значения слов»
Прочитай предложения парами.
Поставь ударение в выделенных
словах.
И объясни значение этих слов.
Паровоз пускал пары. - Дети встали в пары.
В лесу много белок. - Я люблю в яйце белок.
На берегу реки старинный замок. - На двери дома висел замок.
Слайд 13ДОМАШНЯЯ ШКОЛА
«Догадайся»
Восстанови текст, заполняя пропуски в конце слов.
Дав.. уше. с боло.. мед…. побли.. к берло.. . Снялись журав.., послед… раз мах…. крыл.... и улете.. к полям, где мож.. сбить.. в больш.. нужн.. в трудн.. доро.. ста. . Лес зат.., пригото….. к тяжело.. предзимью, к густ.. облож… дож… . Последнюю пес.. в лесу поет лось. Боль…, мудр.. житель тайг. выход.. на край мохово.. болот. . Долго слуша.., пото. запрокиды…. горд.., тяжел.. рога, поднима.. голов. и труб.. в осеннюю чисто.. голубого неба. Молчит лес, мол… дяте. и синицы, молчи. вод. в озе.. .
(По А. Огневу)
Слайд 14ДОМАШНЯЯ ШКОЛА
«Пропавшие слова»
Найди потерявшиеся слова и вставь их при
чтении.
• Тишина царит в дремучем ___ . Черные ___ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ___.
• Зима. Все дорожки покрыты пушистым ___. Гладким ___ оделась река. Ребята построили высокую ___. Быстро мчатся санки. Резкий ___ бьет детям в ___. Мороз щиплет ___. ___ не боятся мороза. Весельем горят их ___ .
Слайд 15ДОМАШНЯЯ ШКОЛА
«Найди ошибку»
Послушай предложения.
Все ли в них верно?
•
Зимой в саду расцвели яблони.
• В ответ я киваю ему рукой.
• Самолет сюда, чтобы помочь людям.
• Скоро удалось мне на машине.
• Мальчик стеклом разбил мяч.
• После грибов будут дожди.
• Весной луга затопили реку.
• Снег засыпало пышным лесом.
Слайд 16ДОМАШНЯЯ ШКОЛА
«Правильно или нет?»
Подумай, можно ли так сказать.
Если нет,
то почему?
• В полке лежат теплые брюки.
• Стенка придвинута к шкафу.
• Под столом едят Нина и Марина.
• Под веткой сидят голуби.
• Птичка пролетела под домом.
Слайд 17 Регулярная работа в семье непременно поможет первокласснику освоить осмысленное
чтение.