Презентация, доклад для педагогов и родителей Эффективные способы запоминания словарных слов

Содержание

Словарные слова – это группа «непослушных» слов, правописание которых не подчиняется ни одному правилу русского языка. Эти слова невозможно проверить, поэтому их приходится заучивать. РоссияМоскваРодинагороддеревняфамилиямагазинпосудаодеждаовощимебельаптека

Слайд 1
Эффективные способы запоминания словарных слов
Составитель Карнозова Н.Н.
педагог-психолог


Эффективные способы запоминания словарных словСоставитель Карнозова Н.Н. педагог-психолог

Слайд 2



Словарные слова 
– это группа «непослушных» слов, правописание которых не

подчиняется ни одному правилу русского языка. Эти слова невозможно проверить, поэтому их приходится заучивать.





Россия
Москва
Родина
город
деревня
фамилия

магазин
посуда
одежда
овощи
мебель
аптека

Словарные слова – это группа «непослушных» слов, правописание которых не подчиняется ни одному правилу русского языка. Эти

Слайд 3 Необходимо иметь: - список словарных слов (в конце

учебника); - тетрадь для записи словарных слов.
























Необходимо иметь: - список словарных слов (в конце учебника); - тетрадь для записи

Слайд 4

КАПУСТА

Толкование: Капуста – это огородное растение, которое употребляют в пищу.

Однокоренные слова: капуста, капустный, капустница, капустник.

Способ запоминания:
Как только кап-кап-кап звучало,
Капуста сразу подрастала.



















КАПУСТА

Слайд 5Рекомендуется:
словарные слова ежедневно прописывать в тетради (6-10 слов)
в слове

выделять букву, которую надо запомнить
в конце недели написать словарные слова под диктовку
























Рекомендуется: словарные слова ежедневно прописывать в тетради (6-10 слов) в слове выделять букву, которую надо запомнитьв конце

Слайд 6Виды упражнений

Записать слова по алфавиту.
Разделить слова на слоги.
Выполнить звукобуквенный анализ слова.
Выписать

словарные слова в несколько столбиков:
по родам; по склонениям; одушевленные и неодушевленные.
Разобрать слова по составу.
Подобрать однокоренные слова другой части речи.
Составить предложения из группы словарных слов:
Город Москва – столица России.
Овощи богаты витаминами.























Виды упражненийЗаписать слова по алфавиту.Разделить слова на слоги.Выполнить звукобуквенный анализ слова.Выписать словарные слова в несколько столбиков:

Слайд 7Условия запоминания словарных слов:

психологическая установка: ребенок сам стремится запомнить то,

что нужно;
заинтересованность: быстрее запоминается то, что вызывает у ребенка интерес;
живость восприятия: легче запоминается нечто необычное, яркое, способное вызвать у ребенка определенные эмоции;
образное запоминание: запоминание, основанное на образах, гораздо действеннее механического запоминания.























Условия запоминания словарных слов: психологическая установка: ребенок сам стремится запомнить то, что нужно;заинтересованность: быстрее запоминается то, что

Слайд 8Приемы запоминания словарных слов


Этимологический анализ слова.
«Усиление» запоминаемой буквы в слове.
Прием выстраивания

сюжета.
Зрительные ассоциации.
Звуковые ассоциации.






















Приемы запоминания словарных словЭтимологический анализ слова.«Усиление» запоминаемой буквы в слове.Прием выстраивания сюжета.Зрительные ассоциации. Звуковые ассоциации.

Слайд 9Этимологический анализ слова

























Этимологический анализ слова

Слайд 11«Усиление» запоминаемой буквы в слове.

























«Усиление» запоминаемой буквы в слове.

Слайд 12Слова для сюжетных картинок
А – автобус, трамвай, аллея, аптека, завод, магазин,

машина, газета, пассажир.
А – картофель, капуста, салат, кабачок, баклажан.
О – огород, овощи, морковь, огурец, помидор. О – Россия, столица, Москва, город. Е – ученик, дежурный, пенал, тетрадь, девочка КАР – картина, карета, картон, карман, карандаш.
























Слова для сюжетных картинок А – автобус, трамвай, аллея, аптека, завод, магазин,

Слайд 13Выстраивание сюжета




На небе светит месяц.
Бродит заблудившийся ягнёнок.


Заяц увидел в траве землянику.
Лягушка высунула язык. Она охотится.
Выстраивание сюжета  На небе светит месяц. Бродит заблудившийся ягнёнок. Заяц увидел в траве землянику. Лягушка высунула

Слайд 14Глаголы на – ять

Блеять, веять, затеять, кашлять, каяться, лаять, лелеять, маяться,

надеяться, реять, сеять, таять, чуять.

























Глаголы на – ятьБлеять, веять, затеять, кашлять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять, чуять.

Слайд 15

Глаголы на - ять





Таять, веять, затеять, сеять, лелеять, реять, кашлять, маяться, каяться, надеяться, лаять, блеять, чуять.




















Слайд 16




















Мнемотехника


Требования к ассоциативному образу




Ассоциативная связь может быть по:
цвету
форме
вкусу
действию
звучанию
назначению и т.д.


Словарное слово

Ассоциативный образ

Мнемотехника             Требования к

Слайд 17



















Графические ассоциации

Графические ассоциации

Слайд 18



















Звуковые ассоциации

Трудные учить слова
Помогает нам игра.
Петуха

назвали Петя –
Петь он любит на рассвете.
А медведь, наоборот,
Петь не любит, любит мед.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:
около вокзала газета – бумага завод – труба
карман – дыра корабль – море, волны иней – белый снег

Алла гуляет по аллее. Костя носит костюм.
Рак на завтрак ест кашу. Ужи на ужин ели жабу.

Звуковые ассоциацииТрудные учить слова Помогает нам игра.Петуха назвали Петя –Петь он любит на рассвете.А медведь,

Слайд 19



















Советы родителям
Иметь список словарных слов по классам.
Иметь

словари: толковый, этимологический, орфографический.
Иметь тетрадь для записи словарных слов.
Уделять ежедневно работе со словарными словами 5 - 7 минут.
Чёткое многократное проговаривание трудных для запоминания словарных слов .
Использовать карточки со словарными словами, в которых ярко выделена трудная для запоминания буква.
Совместно с ребенком придумывать ассоциативные образы (звуковые, графические).
Использовать в работе занимательный материал (загадки, ребусы, кроссворды, дидактические игры).
Еженедельно писать с ребенком словарный диктант.

Советы родителямИметь список словарных слов по классам.Иметь словари: толковый, этимологический, орфографический. Иметь тетрадь для записи

Слайд 20



















Рекомендуемая литература

Рекомендуемая литература

Слайд 21



















Рекомендуемая литература


Агафонов В.В. Неправильные правила. – М.: Ювента, 2007. – 64 с.
Долгова О.И., Зиборова Е.В. Хочу 5 за словарный диктант. Учебно-методическое пособие по формированию учебных навыков и преодолению школьной неуспеваемости у учащихся младших классов. – М.: В. Секачев, 2013. – 104 с.
Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках. Часть 1 + Часть 2 (комплект). Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2004. – 64 картинки.
Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И. Как запоминать словарные слова. – М.: Эйдос, 1997. – 160 с.
Мишакина Т.Л., Гладкова С. А., Митрофанова Г.И. Тренажер по русскому языку для учащихся 1-2 классов. Учу словарные слова". – М.: Ювента, 2013. – 48 с.
Плигин А.А. Что делать, чтобы ваш ребенок запомнил словарные слова. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 48 с.
http://www.pochemyneinache.com/index.html (Этимологический словарь школьника. Лев Успенский).

Рекомендуемая литератураАгафонов В.В. Неправильные правила. –

Слайд 22



















Желаем успехов! Спасибо за внимание!

Желаем успехов! Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть