Слайд 1Снятие тревожности у дошкольников методом игротерапии.
Подготовила
педагог-психолог МБДОУ Детский сад №29
«Журавушка»
Город Мичуринск
Слайд 2 В современном обществе наблюдается большой процент детей с эмоциональными нарушениями,
часто проявляющимися в тревожности, с одной стороны, как непродолжительном эмоциональном состоянии, с другой – формирующейся чертой характера. Система дошкольного образования одной из основных задач ставит «охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия», что отражено в ФГОС ДО.
Слайд 3Выявить детей в тревожном состоянии можно по внешним проявлениям в поведении
ребенка: постоянное беспокойство, нарушение сна, раздражительность, рассеянность внимания, мышечное напряжение, низкий эмоциональный фон, проблемы с аппетитом, соматические нарушения.
Слайд 4Диагностики, используемые для выявление тревожности у детей дошкольного возраста
методика Р.
Тэммла «Выбери нужное лицо»,
тест А. И. Захарова «Страхи в домиках»,
проективные методики «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Барашек в бутылке», «Нарисуй свой страх»
Слайд 5Способы коррекции тревожности
метод Арт-терапии (изотерапия, игротерапия, фототерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, песочная
терапия);
метод телесно ориентированной психотерапии (снятие мышечного напряжения, релаксация, танец, дыхательные гимнастики, массаж);
коррекция взаимоотношения родителей и детей;
метод аффирмации (многократное повторение одной фразы, с целью возникновения эмоционально-положительного отношения).
Слайд 6метод Арт-терапии (изотерапия, игротерапия, фототерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия)
Слайд 7Игры, направленные на снижении тревожности и страхов у детей
1. Игра «Морское
дно»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения
Ход: - ребята, сегодня мы с вами в удивительном сказочном морском царстве. Опустимся с вами глубоко – глубоко на дно моря и посмотрим, какие чудесные загадочные морские существа живут там. Сядем на коврик, закроем глаза и тихо скажем нашу заклиналку…. Вот мы с вами и на берегу моря (включается запись ).
В конце тренинга – обсуждение в кругу, кого и что дети видели на морском дне или на поверхности воды.
2. Игра «Старый гриб»
Цель: развитие способности понимать эмоционального состояния другого человека и умения адекватно выражать свое.
Ход: ведущий: сейчас мы с вами вернулись с прогулки по лесу. Очень много интересного мы увидели и узнали. Я, например, заприметила в лесу старый гриб. Он был такой старый, что казалось, вот – вот упадет. Его слабая ножка уже не выдерживает тяжести большой раскисшей шляпки. Давайте все вместе покажем, каким был старый гриб. Как вы его представляете: веселым или печальным?»
Выразительные движения: стоять прямо, ноги расставлены, колени слегка согнуты, плечи опущены, руки висят вдоль тела, голова клонится к плечу.
3. Игра «Солнышко и тучка»
Цель: психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхание: напряжение и расслабление мышц тела.
Ход: ведущий: Солнце зашло за тучку, стало свежо — присели все и сжались в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки. Жарко - встать, расслабиться - разморило, потянуть Ручки вверх, в сторону - вдох, опустить руки вниз - выдох.
Слайд 8Игры, направленные на снижении тревожности и страхов у детей
4. Игра: «Слепой
танец”
Цель: развитие доверия друг к другу.
Ход: “Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет “слепой”. Другой останется “зрячим” и сможет водить “слепого”. Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку”.
5. Игра: «Больница»
Цель: преодоление страха врачей
Ход: детям предлагается закрыть глаза и представить страшное существо. Затем сообщаю детям, что у этого существа болят зубы и распухла щека. Детям нужно нарисовать на его лице страдание (слезы, повязку и так далее). После того, как дети представили большое страшное существо, которое боится врачей, им необходимо было превратиться в доброго врача и полечить больного, то есть нарисовать на его лице выражение радости.
6. Игра «Ночные звуки»
Цель: диагностика и коррекция переживания безопасности за счет условности ситуации (страх дождя, грозы, страх одиночества)
Ход: ведущий: утенок убежал из птичьего двора. Ночь застала его в лесу, к тому же испортилась погода: пошел дождь, поднялся ветер. Началась гроза, засверкала молния, загремел гром. Деревья громко стали скрипеть и гнуть ветви под напором ветра почти до земли. А утенку казалось, что его хватают большие темные и мокрые лапы. Перекликались филины, а утенку представлялось, что это кто – то кричит от боли. Завыли волки: «Ууууу», где – то рычал медведь: Ээээээ» и т. д. Долго метался утенок по лесу, пока не нашел себе местечко, где можно было спрятаться.
Слайд 9Список литературы
1.Аракелов Н.Е., Шмикова Н. "Тревожность: методы её диагностики и коррекции".
Вестник МУ, сер. Психология - 1998 - №1.
2.Костина Л.П. Методы диагностики тревожности. СПб., 2009. 198 с.
3.Макшанцева Л.В. "Тревожность и возможности её снижения у детей" Психологическая наука и образование, 1988 №2 с. 15
4.Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности. - М., 1992.