Слайд 2Когда можно считать ребенка готовым к школе?
Психологи
отмечают, что не всегда возрастной фактор является решающим. Как на одном дереве не все яблоки созревают одновременно, так и наши дети - кому-то не рано идти в школу и в 6 лет, а кому рано еще в 8 лет.
То, что ребенок физически уже, так сказать, «созрел», видно снаружи: достает рукой через середину головы противоположное ухо, появились постоянные зубы. Но это еще не все.
Часто считают, что, если научить дошкольника читать, считать, выполнять сложение и вычитание, ознакомить с явлениями окружающего мира - он хорошо будет учиться, хотя ему будет всего 5 лет. А в саду, мол, ему уже скучно. Такие родители не учитывают, что у малыша в этом возрасте еще недостаточно развита моторика пальцев, а значит, он не сможет нормально писать, у него еще не до конца сформированы психологические качества, необходимые для обучения, и ему еще трудно напряженно работать в детском коллективе, он быстро устает.
Слайд 3Почему дети не всегда оправдывают надежды родителей на хорошие успехи в
учебе?
Попробуем проанализировать, например, такой момент: родители в восторге от способностей и талантов своего малыша, захваливают его. И ребенок начинает чувствовать свое превосходство над другими, поэтому уже не слишком внимательно слушает учителя, поскольку уверен, что и сам все знает и опережает сверстников своей подготовленностью. Со временем такого всезнайку начинают перегонять менее подготовленные одноклассники, и это ущемляет его самолюбие. Он теряет уверенность в себе и начинает хуже учиться. Тогда родители, которые не ожидали такого поворота, сокрушенно вздыхают: «Наверное, рано все же нам было идти в школу».
Слайд 4
Внимание!
Ребенка можно считать готовым к обучению, когда он умеет слушать
и слышать, отвечать на поставленные вопросы, а значит, и выполнять задачи, выделять в них подзадачи - то есть, совершает определенные мыслительные операции.
Слайд 5 Вот, скажем, детям предлагается следующее задание:«Рассмотрите
рисунок. Найдите на нем живых существ и раскрасьте летающих».
Ребенок, который не привык вслушиваться, вдумываться в сказанное, сразу же начинает рисовать всю картинку, он воспринял только слово «раскрась».
А тот, кто умеет внимательно слушать и вдумчиво относиться к заданию выделит для себя здесь четыре подзадачи:
1) рассмотреть рисунок;
2) найти живых существ;
3) выбрать летающих;
4) раскрасить их.
Слайд 6
После выполнения этой задачи вдумчивый ученик
способен обосновать, доказать правильность сделанного.Очень важно, чтобы у ребенка было сформировано внимание, конечно, в пределах возрастных возможностей. Довольно часто малышам не хватает именно умения и сконцентрироваться на задании хотя бы на 3 - 5 минут.
Слайд 7ГОТОВЫ ЛИ ВЫ ОТДАТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА В ШКОЛУ?
1. Мне кажется, что
мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама.
Слайд 86. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и
писать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
Слайд 911. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
12. Я опасаюсь,
что дети будут дразнить моего ребенка.
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка.
15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!».
Слайд 10Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением,
поставьте
крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
Слайд 11
А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова
общая сумма. Если общий показатель принимает значение
до 4 баллов – это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября – по крайнем мере Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
5–10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
10 баллов и больше – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
Слайд 12А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2
или 3 крестика.
1 – необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.
2 – нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.
3 – предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
4 – есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
5 – ребенок слишком привязан к матери, может быть стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год. В любом случае полезно поиграть в школу.
Слайд 13ДОСТАТОЧНО ЛИ ВНИМАНИЯ ВЫ УДЕЛЯЕТЕ СВОЕМУ РЕБЕНКУ?
1. Все ли Вам нравится
в вашем ребенке?
2. Слушаете ли вы, что ребенок говорит?
3. Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит?
4. Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
5. Поправляете ли вы речь малыша?
6. Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?
7. Хвалите ли вы малыша?
8. Смеетесь ли вы вместе с ним?
9. Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку?
10. Часто ли вы обнимаете ребенка?
Слайд 1411. Играете ли вы вместе?
12. Есть ли у вашего ребенка собственные
книги?
13. Есть ли у ребенка в доме место, которое отведено только ему?
14. Знаете ли вы любимую сказку, книгу, спектакль вашего малыша?
15. Ходили ли вы в театры, в музеи, в зоопарк, в цирк вместе с ребенком?
16. Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор, играть в компьютерные игры?
17. Беседуете ли вы с ребенком о смысле увиденного спектакля, фильма, прочитанной книги?
18. Стараетесь ли вы сказать все за ребенка на приеме у врача, в магазине, прежде чем он успеет открыть рот?
19. Стараетесь ли вы ходить с ребенком на прогулки?
20. Есть ли у вашего ребенка возможность играть в шумные, подвижные игры?
Слайд 15Ключ для расшифровки:
«Да, почти всегда» – 4 балла;
«Иногда, может быть» –
2 балла;
«Нет, никогда» – 0 баллов.
Сложите полученные баллы. Если сумма баллов
от 80 до 60 – вы достаточно хорошо знаете своего ребенка, у вас очень хорошие взаимоотношения, вам очень хорошо вместе;
от 60 до 30 – очевидно, вы занятой человек, но, несмотря на это, вы все же умудряетесь выкроить время для своего малыша;
меньше 30 – вам стоит задуматься и уделить немного больше внимания ребенку. Это сделает и его и вас счастливее
Слайд 16ЧТО ДОЛЖНО БЕСПОКОИТЬ РОДИТЕЛЕЙ В РЕБЕНКЕ
В возрасте 5–6 лет
– частые хронические
заболевания, операции, травмы;
– импульсивность, бесконтрольность поведения (преобладание «хочу» над «можно»);
– чрезмерная (бесцельная) двигательная активность, непоседливость, крикливость, раздражительность, настойчивая болтовня;
– нарушения сна;
– страхи;
– навязчивые движения, кривляния;
– боязнь новых вещей, людей, новых ситуаций;
– трудность общения с незнакомыми сверстниками, взрослыми.
Слайд 17Взаимоотношения взрослых и детей
«У ребёнка своё особое умение думать и чувствовать,
нет ничего глупее пытаться подменить то умение нашим.» Ж.Ж.Руссо.
Слайд 18 Как взаимоотношения взрослых и детей, сказываются на учёбе?
Слайд 19Играйте Вместе – это оздоравливает взаимоотношения
От трех до шести лет:
· Сыграйте
для ребенка какую-нибудь роль из его любимого произведения. Пригласите ребенка присоединиться, но не настаивайте на его участии.
· Спойте вместе детскую песенку.
· Проговорите вместе детские считалочки.
· Имитируйте вместе танцы животных, например ящерицы, лягушки, кенгуру.
· Постройте вместе домики из песка или конструктора.
· Почитайте вместе книжки.
· Послушайте вместе аудиокассеты с записями детских произведений.
Слайд 20
От семи до двенадцати лет:
· Соберите вместе конструктор.
· Поиграйте вместе в
настольные игры.
· Посмотрите вместе по телевизору передачу о природе, животных или путешествиях.
· Поразгадывайте вместе загадки.
· Прочитайте и сыграйте роли ваших любимых персонажей из книг.