Слайд 1
Использование мнемотехники
в развитии связной речи
дошкольников
Подготовил
Старший воспитатель
ГБОУ Школа № 69
д/о корпус «СОЮЗ»
Филиппова Е.Н.
Слайд 2Проблемы речи детей дошкольного возраста:
односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
неспособность
грамматически правильно построить предложение;
бедность речи, недостаточный словарный запас;
употребление нелитературных слов и выражений;
бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов и т.д.
Слайд 3К. Д. Ушинский писал:
«Научите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам
он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».
мнемотехника
Мнемотехника – это техника развития памяти.
Слово происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания.
Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.
Слайд 5Цель обучения:
Развитие связной речи;
Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
Развитие
мелкой моторики рук;
Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления.
Слайд 6 Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или
маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Слайд 7Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её
в занятие с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
Слайд 8Мнемотехника строится
от простого к сложному:
мнемоквадрат
Слайд 9 Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно
слово, словосочетание или простое предложение.
Слайд 10
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно
составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.
Слайд 12Виды мнемотаблиц:
Предметные картинки
Слайд 13Силуэтные изображения
Геометрические фигуры
Слайд 15Схематические
Если дети справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно-схематическая
модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого даётся схематическая мнемотаблица.
Слайд 17Этапы работы с мнемотаблицами:
1 Этап:
рассматривание таблицы и разбор того, что
на ней изображено.
2 Этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 Этап:
после кодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь рассказывать самостоятельно.
Слайд 18Мнемотаблица – это дидактический материал.
Их можно использовать для:
Обогащения
словарного запаса;
Обучения составления рассказов (описательных, творческих и т.д.);
Пересказов художественной литературы;
- Заучивания стихов;
Слайд 20Составление описательных рассказов
(по игрушке)
Слайд 21 Проговаривание чистоговорок
СА-СА-СА – меня ужалила оса,
СО-СО-СО
– стал мой нос как колесо,
СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы,
СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!
Слайд 22Проговаривание скороговорок,
заучивание потешек.
Слайд 23Заучивание стихотворений
В руки фрукты мы берем
И в корзинку их кладем:
Слива, персик,
апельсин,
Груша, киви, мандарин.
Слайд 25Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т.д.
Слайд 26Придумывание мнемотаблиц
самими детьми
Результаты:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты;
- придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.