Слайд 2
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«ОБУЧЕНИЕ И
РАЗВИТИЕ КАЖДОГО ШКОЛЬНИКА В СООТВЕТСТВИИ С ЕГО СПОСОБНОСТЯМИ»
Слайд 3ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ:
«ПОДЛИННЫЙ СМЫСЛ ПЕДАГОГИКИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ДАЖЕ ЧЕЛОВЕК,
КОТОРОМУ ТРУДНО ТО, ЧТО ПОСИЛЬНО ДРУГИМ, НЕ ЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ НЕПОЛНОЦЕННЫМ, ИСПЫТЫВАЛ ВЫСОКУЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ РАДОСТЬ, РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ, РАДОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА, РАДОСТЬ ТВОРЧЕСТВА.»
В. А. СУХОМЛИНСКИЙ
ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ИДЕЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО И ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ, ИДЕЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Слайд 5Цель:
Творчески обосновать и эксперементально проверить эффективность технологии внутриклассной дифференциации процесса обучения
младших школьников.
Задачи:
Изучить теоретический материал по данной теме
Определить условия эффективности внутриклассной дифференциации процесса обучения младших школьников.
Разработать систему дидактических заданий,ориентированных на реализацию в условиях внутриклассной дифференциации.
Изучить особенности воздействия разработанной системы на индивидуальное развитие учащихся,выявить практическую значимость методов дифференцированного обучения.
Слайд 6Условия формирования личного вклада в развитие образования
Самообразование;
Выступления на заседаниях
ШМО и РМО; Открытые уроки; Обучение на курсах повышения квалификации; Участие в вебинарах;Педсоветы; Аттестация.
Слайд 7КРИТЕРИИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
готовность
к обучению
обучаемость
обученность
познавательные
интересы
Слайд 8СПОСОБЫ ДИФФЕРЕНТАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 ПО СОДЕРЖАНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ.
2 ПО СПОСОБУ
ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Слайд 9
Деятельностный аспект личного
вклада в развитие образования
Слайд 10ПО СОДЕРЖАНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ МОЖНО ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ:
по уровню творчества
по уровню трудности
по объёму
Слайд 11ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА
ЗАДАНИЯ
РЕПРОДУКТИВНЫЕ
Творческие
Выполни пересказ Перескажи сказку
сказки «Лиса и журавль» от лица лисы
( журавля )
Перескажи кратко
Сделай
иллюстрацию к
понравившемуся эпизоду
Слайд 12ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
поиск закономерностей;
задания на классификацию математических объектов;
задания с недостающими и
лишними данными;
выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
самостоятельное составление задач, математических выражений, равенств и неравенств
нестандартные задачи и задания
Слайд 13ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ
ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА
К репродуктивным заданиям относятся, например, решение
арифметических задач знакомых видов, нахождение значений выражений на основе изученных вычислительных приемов и т.п. От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.
К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия (например, поисковые, преобразующие), создавать новый продукт (составлять задачи, равенства или неравенства и т.п.). В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.
Слайд 14ВИДЫ ПРОДУКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ:
— поиск закономерностей;
— классификация математических объектов (выражений,
геометрических фигур);
— преобразование математического объекта в новый (например, преобразование простой арифметической задачи в составную);
— задания с недостающими или лишними данными;
— выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
— самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.;
— нестандартные и исследовательские задания.
Слайд 15ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Рассмотри фигуры , дай общее
Какое число надо записать
название всем фигурам в пустой клетке , чтобы не
нарушилась закономерность
расположения чисел ?
Составь по рисунку две задачи и реши их по схемам :
65 руб диск
а) + б) -
35 руб книга
Слайд 16ПО УРОВНЮ ТРУДНОСТИ
усложнение материала, которое используется в задании;
увеличение количества
действий в выражении, в решении задачи;
использование обратного задания вместо прямого;
выполнение операции сравнения в дополнение к основному;
использование букв вместо чисел или отдельных цифр
Слайд 17 ДАНА ЗАДАЧА: «В ВАЗЕ ЛЕЖАЛО 5 ЖЕЛТЫХ ЯБЛОК И 4
ЗЕЛЕНЫХ ЯБЛОКА. 3 ЯБЛОКА СЪЕЛИ. СКОЛЬКО ЯБЛОК ОСТАЛОСЬ?»
Задание для 1-й группы. Решите задачу. Подумайте, можно ли ее решить другим способом.
Задание для 2-й группы. Решите задачу двумя способами.
Задание для 3-й группы. Измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами.
Слайд 18ПРИМЕРЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ РАБОТ.
Пример 1. Найдите значения выражений.
1-я группа.
2-я группа.
28:2+3 28: 2 + 56: 8
45-7∙3 5∙ 9-7∙3
3-я группа.
28 : 2 + (50 + 6): 8 (35 - 30)∙ 9 - 7∙3
Усложнение заданий в данном случае заключается не только в увеличении количества действий, но и в изменении ситуации применения правил о порядке выполнения арифметических действий.
Пример 2.
1-я и 2-я группы. Сравните числа:
54 и 7 63 и 64
9 и 26 52 и 32
3-я группа. Сравните числа, в которых вместо некоторых цифр использованы буквы:
КС и Н КЗ и К4
9 и PC 5H и ЗН
Слайд 24ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Знакомство с заданием одинаково
Исполнительский этап
I группа – с
учителем
II группа – сначала
с учителем,
затем самостоятельно
III группа –
самостоятельно
Слайд 25ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ- ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
варианты
заданий отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом
вариант 1 – основное задание
вариант 2 – задание большего объёма
вариант 3 – творческое задание
применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности (если ученик ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант)
Слайд 26ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ
Наиболее эффективны следующие способы:
по степени помощи - отдельным учащимся
даются карточки – помощницы для выполнения домашнего задания;
по уровню трудности или уровню творчества – учащимся с высокой обучаемостью вместо обычного задания предлагается творческое упражнение или более трудное
Слайд 27Адресная направленность личного вклада:
опыт доступен учителю с
любым стажем работы и может быть совместим с любыми образовательными технологиями и моделями преподавания.
Область применения:
урок;
система уроков.
Освещение результатов работы:
открытые уроки;
выступления на заседаниях ШМО/РМО;
выступления на педагогических советах;
ведение мини-сайта: https://infourok.ru/user/shmatkina-elena-viktorovna
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности
Слайд 28УСПЕШНОСТЬ ПРОЦЕССА УЧЕНИЯ ЗАВИСИТ ОТ МНОГИХ ФАКТОРОВ , СРЕДИ КОТОРЫХ
ВАЖНУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ОБУЧЕНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ВОЗМОЖНОСТЯМ И СПОСОБНОСТЯМ РЕБЁНКА , Т.Е. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ