Слайд 1
Тема: « Дидактические игры на уроках русского языка
в начальных классах С(К)ОУ
VIII вида как средство активизации познавательной
деятельности обучающихся»
/Уварова О.В.,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ № 4 г.Еманжелинска/
Слайд 2Краткая психофизиологическая характеристика детей с нарушением интеллекта.
Нарушение интеллекта – это стойкое,
необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением коры головного мозга.
Особенности детей с нарушением интеллекта:
недоразвитие познавательных процессов,
бессистемное мышление,
нарушения памяти,
Слайд 3
Особенности детей с нарушением интеллекта:
нарушение эмоционально-волевой сферы,
несформированность навыков учебной деятельности,
трудности
в воспроизведении образов восприятия, представлений,
дефекты всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической),
недостатки внимания (малая устойчивость, трудности распределения, замедленная переключаемость)
Слайд 4Задачи обучения русскому языку детей с нарушением интеллекта.
1. Формирование
звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
5. Формирование связной речи
Слайд 5Актуальность использования дидактических игр на уроках русского языка в начальной школе
для детей с нарушением интеллекта как средства активизации познавательной деятельности.
В настоящее время перед всей нашей системой образования и, в частности, перед школой, очень остро стоит проблема повышения качества знаний. В связи с этим повысилось внимание к проблеме формирования познавательных интересов у школьников.
Познавательный интерес – важный фактор учения.
Вопрос о формировании познавательной потребности и познавательных интересов школьника приобретает особую остроту, если речь идет о ребенке с нарушением интеллекта.
Актуальность формирования познавательных интересов и активизации познавательной деятельности у умственно отсталых школьников обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у обучающихся приемов самостоятельного приобретения знаний.
Слайд 6
Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в
том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании (Н.Г. Морозова), или не испытывают вообще, так как в период младшего школьного возраста у таких детей преобладает игровая деятельность. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка.
Отсюда следует, что опора на игровую деятельность - это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.
Таким образом, одним из эффективных методов обучения умственно отсталых детей является дидактическая игра.
Слайд 7
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой
в целях обучения и воспитания детей.
Дидактические игры – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка.
В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок.
Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и на любом этапе урока.
Слайд 8
Особая роль дидактической игры в обучающем процессе специального учреждения заключается в
том, что она делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребенку получить собственный опыт и, следовательно, активизирует познавательную деятельность обучающегося.
Слайд 9Методические рекомендации по использованию
дидактических игр на уроках русского языка.
Выделяют следующие
структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая задача;
2) игровая задача;
3) игровые действия;
4) правила игры;
5) результат (подведение итогов).
Слайд 10
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с
их помощью решаются дидактические задачи.
Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения к ней педагога, от его заинтересованности в результатах. Кроме того, поскольку не все школьники одновременно усваивают игровые правила, учитель продолжает помогать им в процессе игры.
Выбор дидактической игры обусловливается целями, содержанием, этапом урока, на котором она проводится.
Так же как и сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения.
Слайд 11Результативность дидактической игры зависит:
1) От систематического их использования.
2) От целенаправленности программы
игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Организовать и провести дидактическую игру - задача, достаточно сложная для педагога. Правильная организация дидактической игры способствует повышению качества усвоения программного материала, формированию интереса к предмету.
Слайд 12
Итак, дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. Игра позволяет сделать
учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование игры в учебном процессе заметно облегчит его, так как игровая деятельность привычна для ребенка. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции значительно облегчают процесс познания.
Игровые моменты вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это то, что и составляет явление познавательной активности. Игра вызывает важнейшее свойство учения - потребность учиться, значит, ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна.
Слайд 13
Включение дидактических игр в процесс обучения младших школьников с умственной отсталостью
способствует более качественному усвоению программного материала, способствует активизации познавательной деятельности.
Дидактическая игра - это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, с помощью которого можно повысить интерес к русскому языку и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным.