Слайд 1
Учитель начальных классов Гимназии города Малоярославца Борисова Т.А.
Диагностика уровня сформированности
универсальных учебных
действий
Слайд 2
Методика «Беседа о школе»
(модифицированный вариант
Т. А. Нежновой,
Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера)
Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Возраст: 6,5—8 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Слайд 3
1. Тебе нравится в школе?
2. Что тебе в школе больше всего
нравится, что для тебя
самое интересное?
3. Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой — хороший ученик?» Что ты ему ответишь?
4. Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься?
5. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание — там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?
6. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь — шоколадку, игрушку или пятерку в журнал».
Слайд 4
Выводы:
1. У первоклассников формируется внутренняя позиция школьника, его самоопределение: адекватное
содержательное представление о школе, предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, чувство необходимости и желания учиться.
2. Первоклассники стремятся выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, формируется положительная учебная мотивация.
Слайд 5
Опросник мотивации
Цель: выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности.
Оцениваемые
универсальные учебные действия:
действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности . Возраст: 9 лет.
Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.
Слайд 6ВЫВОДЫ:
1. ПРОИСХОДИТ ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ
- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ, УЧЕБНЫХ МОТИВОВ
- МОТИВА, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ПОТРЕБНОСТЬ В СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности.
Слайд 7Формирование личностных универсальных учебных действий.
Слайд 8
Тест «Проба на внимание», П.Я. Гальперин
Цель: выявление уровня
сформированности внимания и самоконтроля.
Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля.
Возраст: 7 лет.
Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.
Описание задания: школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нем ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой.
Для того, чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Кот Васька.
Васка — котик. у Васютки ушки чюткие, ус динные. Ласков васька и хитёр: спинку выгибает, хвостиком филяет, глазки закрывает: днём насолнышке лежит да всё сказки говорит. Ночью ходит на : мышек сторожыт.
Слайд 9
Критерии оценивания: подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на
качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки и т. п.
Уровни сформированности внимания:
1. 0—2 пропущенные ошибки — высший уровень внимания.
2. 3—5 — средний уровень внимания.
3. Более 5 пропущенных ошибок — низкий уровень внимания
Результаты теста в 1 «Б» классе.
В классе 22 чел.
Писали - 20 чел.
Вывод: в 1 «Б» классе средний уровень внимания.
Слайд 10
Тест «Проба на внимание», П.Я. Гальперин
Цель: выявление уровня сформированности внимания и
самоконтроля.
Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля.
Возраст: 9 лет.
Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.
Описание задания: школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нем ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой.
Для того, чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Слайд 11Формирование регулятивного действия контроля.
Слайд 12
Вывод: из 20 детей высокий уровень показали 12 человек, средний уровень
– 8 человек.
Диагностика выявления уровня сформированности коммуникативных действий.
Задание «Рукавички»(Г.А. Цукерман)
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия. Возраст: 6,5—7 лет.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.
Слайд 13
Диагностика выявления уровня сформированности коммуникативных действий.
Задание « Дорога к
дому»
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия. Возраст: 9 лет.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами и анализ результата.
Слайд 16Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Слайд 17Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу –
я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.