Слайд 1
ДИАГНОСТИКА ДИНАМИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
НА МАТЕМАТИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ ИНТЕГРАТИВНЫХ
КАЧЕСТВ ВОСПИТАННИКОВ
ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
КАК
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДО,
СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ФГТ
ВЫПОЛНИЛА: воспитатель д/с с.Уязыбашево
Мельникова С.А.
Слайд 2
Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только
тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Детям кажется что они только играют. Незаметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи. Задача взрослого- поддерживать интерес ребенка.
Слайд 3
Предлагая детям математическое содержание, нужно
иметь в виду, что их индивидуальные возможности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер. По завершении этапа дошкольного образования между детьми наблюдается большой разброс в знаниях, умениях и навыках, касающихся математического содержания.
Слайд 4В соответствии с принципом интеграции образовательных областей Программа предполагает взаимосвязь математического
содержания с другими разделами Программы. Особенно тесно математическое развитие в раннем и дошкольном возрасте связано с социально-коммуникативным и речевым развитием. Развитие математического мышления происходит и совершенствуется через речевую коммуникацию с другими детьми и взрослыми, включенную в контекст взаимодействия в конкретных ситуациях.
Слайд 5
Формирование математических представлений отнесено к образовательной области «Познавательное
развитие»
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ
Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: количестве, величине, ориентировке в пространстве и времени.
Слайд 6
Вторая младшая группа. (3-4 года)
Содержание психолого- педагогической работы Формирование элементарных
математических представлений
Количество. Развитие умения видеть общий признак предметов группы (все мячи — круглые, эти — все красные, эти — все большие и т. д.).
Формирование умения составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами много, один, ни одного.
Слайд 7 Формирование умения сравнивать две равные (неравные)
группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой. Развивать умение понимать вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов»
Слайд 8
Учить устанавливать равенство между неравными по количеству
группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.
Слайд 9
Перечень дидактических игр на закрепление математических представлений:
«Рыбак и рыбки»: Помогает закрепить
понятия «один» и «много», способствует формированию навыка в установлении равенства-неравенства между двумя группами предметов.
Стулья стоят по кругу, их столько же, сколько детей. Стулья — это камешки на дне реки, за которыми будут прятаться рыбки. Один ребенок — рыбак. Он сидит на берегу с удочкой. Рыбки свободно плавают. По сигналу: «Идет рыбак!» — рыбки уплывают и прячутся за камешки. Воспитатель говорит: «За этим камешком спряталась рыбка, и за этим камешком спряталась рыбка. Сколько камешков, столько и рыбок. Чего больше, чего меньше: рыбок или камешков?» После ответов детей игра повторяется.
Слайд 10 «В лес за грибами»: формировать у детей представления о количестве
предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».
«Поезд»: Упражняет в нахождении предметов окружающей обстановки: одного и много.
«Малина для медвежат»: формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».
Величина. Формирование умения сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения слоями: длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий - низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине.
Слайд 12«Украсим коврик»
Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине,
активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
Ход игры. Воспитатель говорит: «Дети, к нам в гости пришел мишка. Он хочет подарить своим друзьям красивые коврики, но он не успел их украсить. Давайте мы ему поможем украсить коврики. Чем мы их будем украшать? (кругами) Какого цвета круги? По величине они одинаковые или разные? Куда вы положите большие круги? (в углы) Куда вы положите маленькие круги? (посредине) Какого они цвета? Мишке очень понравились ваши коврики, он теперь подарит эти коврики своим друзьям».
Слайд 13«Подбери дорожки к домикам»
Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета
по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий».
Ход игры: рассказываем детям о том, что зверюшки построили себе домики, но не успели построить к ним дорожки. Посмотрите, вот домики зайки и лисички. Найдите дорожки к их домикам. Какую дорожку вы сделаете зайчику, длинную или короткую? Какую дорожку вы положите к домику лисы? Далее подбираем дорожки к домикам других зверюшек.
Слайд 14«Широкое - узкое»
Цель: формировать представление «широкое - узкое».
Занятие проводится аналогичным образом,
но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами.
Слайд 16
Форма. Знакомство детей
с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Обследование формы этих фигур (используя зрение и осязание).
Ориентировка в пространстве. Развитие умения ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева; различать правую и левую руки.
Ориентировка во времени. Формирование умения ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро - вечер.
Слайд 17
«Геометрическое лото»
Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой
подбирать предметы по геометрическому образцу.
Материал. 5 карточек с изображением геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. По 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар), квадратный коврик, платок, кубик и т. д. ; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина).
Принимают участие 5 детей. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию В. подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).
Слайд 18«Подбери фигуру»
Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их
назывании.
Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами 5 геометрических лото.
Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.
Слайд 19
Подвижная игра «Куда спряталась мышка» развивает ориентировку в пространстве. Педагог показывает
игрушечную мышку, которая очень хочет поиграть с ребятами. Малыши закрывают глаза, а мышка оказывается под столом, на шкафу и т. д. Задача дошкольников — найти её, обязательно комментируя местоположение игрушки словами: наверху, внизу, возле , перед и пр.
Слайд 20«Найди фигуру»
Цель: формирование пространственных представлений на себе, чётко выделяя правую, левую
стороны; активизирование в речи слов: «слева», «справа», «посередине».
Игровые действия: найти и положить перед собой синий треугольник, справа от него — красный круг, а слева – жёлтый квадрат. Уточнить, какая фигура расположена слева? Какая фигура расположена справа? Какая фигура расположена посередине?
Слайд 21
Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»
-Стремится
самостоятельно выполнять элементарные поручения, проявляет желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке. -Способен самостоятельно выполнить элементарное поручение (убрать игрушки, разложить материалы к занятиям).
-Может самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.
Слайд 22
-Использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты.
-Способен устанавливать простейшие связи
между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
-Проявляет желание сооружать постройки по собственному замыслу.
-Умеет занимать себя игрой, самостоятельной художественной деятельностью.
Слайд 23
Дидактическая игра «Найди предмет»
Цель: учить сопоставлять формы предметов с
геометрическими образцами.
Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Содержание.
Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Воспитатель рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, воспитатель показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети. Хлопают в ладоши. Затем воспитатель катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут, подобраны к образцам.
Слайд 24Дидактическая игра «Веселые матрешки»
Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным
качествам величины.
Материал. 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов.
«Цвет машины»
Цель игры. Научить ребёнка различать машины по цвету.
Ход игры. Задача игрока – собрать вместе все машины одного цвета и выложить их в цепочку. Обобщающие карточки в этой игре не используются.
Задайте малышу дополнительные вопросы. Как называется тот или иной цвет? Какая из машин жёлтого цвета? Какого цвета пожарная машина?
Слайд 25 Дидактическая игра «Ищи и находи»
Цель: учить находить в комнате
предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание.
Ход игры. Педагог заранее раскладывает в разных местах групповой комнаты игрушки разной формы и говорит: «Будем искать предметы круглой формы. Все, что есть круглое в нашей комнате, найдите и принесите мне на стол». Дети расходятся, педагог оказывает помощь тем, кто затрудняется. Дети приносят предметы, кладут их на стол педагога, садятся на места Педагог рассматривает с ними принесенные предметы, оценивает результат выполнения задания. Игра повторяется, дети ищут предметы другой формы.
Слайд 26Дидактическая игра «Наш день»
Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно
употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».
Ход игры. Дети сидят полукругом. Воспитатель при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем воспитатель называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер).
Слайд 27 Игра «Справа как слева»
Цель: освоение умений ориентироваться на листе бумаги.
Содержание.
Матрешки очень торопились и забыли дорисовать свои рисунки. Нужно дорисовать их так, чтобы одна половина была похожа на другую. Дети рисуют, а взрослый говорит: «Точка, точка, два крючочка, минус запятая - вышла рожица смешная. А если бантик и юбчонка-человечек тот девчонка. А если чубчик и штанишки, человечек тот - мальчишка». Дети рассматриваю рисунки».
Слайд 28Ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений( вверху-внизу, впереди-сзади,слева-справа, между,
рядом с, около и др.
Умеет устанавливать последовательность различных событий: что было раньше(сначала), что позже(потом), определять, какой сегодня день, какой был вчера, какой будет завтра
Способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме.
Слайд 29
Интегративное качество «Овладевший универсальными
предпосылками учебной деятельности»
-Имеет простейшие навыки организованного поведения
в детском саду, дома, на улице.
-Способен самостоятельно выполнять элементарные поручения, преодолевать небольшие трудности.
-В случае проблемной ситуации обращается за помощью.
-Испытывает положительные эмоции от правильно решенных познавательных задач, от познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
-В диалоге с педагогом умеет услышать и понять заданный вопрос, не перебивает говорящего взрослого.
Проявляет интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций.
Слайд 31
Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
-У ребенка сформированы умения и
навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Слайд 32Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» Антропометрические показатели (рост,
вес) в норме. Владеет соответствующими возрасту основными движениями. Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности. Проявляет интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях. Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное гремя). Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры. Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания. Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни.
Слайд 33
Интегративное качество «Любознательный, активный»
-Проявляет интерес к различным видам игр, к
участию в совместных играх.
-Интересуется собой (кто я?), сведениями о себе, о своем прошлом, о происходящих с ним изменениях. -Интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами.
-Проявляет интерес к животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимосвязям в природе; участвует в сезонных наблюдениях.
-Задает вопросы взрослому, ребенку старшего возраста, слушает рассказ воспитателя о забавных случаях из жизни.
Слайд 34 -Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи; участвует в
обсуждениях.
-Участвует в разговорах во время рассматривания предметов, картин, иллюстрации, наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.
-Активен при создании индивидуальных и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации; с удовольствием участвует в выставках детских работ.
-Пытается петь, подпевать, двигаться под музыку. -Проявляет интерес к участию в праздниках, постановках, совместных досугах и развлечениях.
Слайд 35
Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»
-Умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению
к окружающим. -Откликается на эмоции близких людей и друзей, лает попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. -Эмоционально-заинтересованно следит за развитием действия в играх -драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.
-Слушая новые сказки, рассказы, стихи, следит за развитием действия, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов, пытается с выражением читать наизусть потешки и небольшие стихотворения,
Слайд 36-Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов
(игрушки), объектов природы (растения, животные), испытывает чувство радости; пытается в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.
-Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, различает веселые и грустные мелодии, пытается выразительно передавать игровые и сказочные образы. -Пытается отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.
Слайд 37Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и
сверстниками» Умеет в быту, в самостоятельных играх посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками
Умеет объединяться со сверстниками для игры в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий, выбирать роль в сюжетно-ролевой игре; проявляет умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре.
Умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Может в случае проблемной ситуации обратиться к знакомому взрослому, адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого. Обращается к воспитателю по имени и отчеству.