"Деятельность классного руководителя
по формированию нравственного поведения младших школьников"
Слайд 2Актуальность темы
Для ребенка естественно то,
что в процессе воспитания и обучения он развивается, становится тем, кто он есть. Без зоркости к внутреннему содержанию действий ребенка деятельность учителя обречена на безнадежный формализм. Наблюдения за работой многих классных руководителей показали, что нравственное воспитание в школе имеет именно такой, формальный характер: добиваясь от учащихся форм поведения, внешне, результативно отвечающих моральным нормам, определенным правилам поведения, учитель, не зная мотивов, по которым эти правила выполняются детьми, на самом деле ничего не знает о личности учащегося.
Слайд 3Объект: мотивы нравственного поведения младших школьников;
Предмет: деятельность классного руководителя по
их формированию.
Гипотеза: повысить эффективность работы по формированию мотивов нравственного поведения можно, если выполнять следующие условия:
знать уровень психической зрелости ребенка;
знать особенности мотивационной сферы младших школьников;
стимулировать нравственное поведение учащихся;
использовать разнообразные методы и приемы.
Слайд 4Цель исследования: выявить основные методы и приемы, повышающие эффективность работы по
формирования мотивов нравственного поведения учащихся.
Задачи:
-проанализировать понятия мотива, мотивации, нравственного поведения;
-изучить особенности мотивации нравственного поведения младшего школьника;
-проанализировать методы формирования мотивов нравственного поведения;
-проверить гипотезу в опытной работе.
Слайд 5Источниками исследования являются:
- научная литература по психологии и педагогике;
- педагогические журналы «Начальная школа»
и «Педагогика»;
- «книги для учителя»;
Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач была разработана программа исследования, которая включала следующие методы исследования:
- изучение литературных источников,
- наблюдение за работой учителей начальных классов,
- беседы с учителями,
- анкетирование.
Слайд 6Педагогическими условиями эффективной работы по формированию мотивов нравственного поведения являются:
1. Знание
уровня психической зрелости ребенка;
2. Знание особенностей мотивационной сферы младших школьников;
3. Стимулирование нравственного поведения учащихся;
4. Использование разнообразных методов и приемов в работе.
Слайд 7Понятие и сущность основных понятий исследования:мотив, мотивация, нравственное поведение.
мотив – это
внутренняя устойчивая психологическая причина поведения человека.
Мотивация - процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне
основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.
Слайд 8Психолого-педагогическические основы процесса формирования мотивов нравственного поведения младших школьников.
Психологи установили, что
младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивостьВ младшем школьном возрасте произвольность поведения распространяется на область чувств.
Важную роль в нравственном развитии ребенка играет эмпатия – способность человека эмоционально отзываться на переживания другого. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом различных форм поведения.
Сочувствие – устойчивое свойство, оно побуждает человека к альтруистическому поведению, так как в его основе лежит нравственная потребность в благополучии других людей, на его основе формируется представление о ценности другого. По мере психического развития эмпатия сама становится источником нравственного развития.
Слайд 9Характеристика методов формирования мотивов
нравственного поведения младших школьников.
методы воздействия
1. Влияния, создающие нравственные
установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи,
Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.
Классификация методов:
1. методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);
2. методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
методы стимулирования поведения и деятельности.
методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическую беседу и метод наглядно-практического воздействия – пример.
Слайд 10
Цель анкетирования:
Проверить положение выдвинутой гипотезы об использовании разнообразных методов и
приемов для повышения эффективности работы по формированию мотивов нравственного поведения путем выявления уровня сформированности нравственных мотивов.
1. Если кто-то относится к тебе не очень хорошо, то
а) ты прощаешь ему это,
б) ты относишься к нему также.
2. Когда кто-то из детей просит тебя помочь на контрольной,
а) ты говоришь, чтобы он сам все решал,
б) ты помогаешь, когда не видит учитель.
3. Если мама на тебя сердится, то
а) у тебя ощущение, что ты сделал что-то не так,
б) ты думаешь, что она ошибается.
4. Когда мама зовет тебя домой, ты
а) идешь сразу же,
б) продолжаешь играть еще немного.
5. Если ты знаешь, что тебя могут наказать за что-то,
а) ты тревожишься,
б) тебя это не волнует.
Анализ анкетирования.
В анкетировании участвовали учащиеся 3,4 классов. Всего 15 учащихся. Выбор варианта
а) свидетельствовал о склонности поступать нравственно и высоком уровне сформированности мотивов нравственного поведения,
выбор б) – нет.
Слайд 12Вывод:
В результате проведенного исследования были получены данные об уровне сформированности мотивов
нравственного поведения у учащихся 4 и 3 классов. Более высокий уровень обнаружен у учащихся 3 класса, что обусловлено большим разнообразием методов и приемов, используемых учителем данного класса. Это подтвердило выдвинутую в начале исследования гипотезу.
Слайд 13Заключение.
Нравственное воспитание младших школьников главная задача учителя начальных классов. В наше
сложное время общество испытывает острую нужду в таких общегуманных ценностей, как доброта, уважение к человеку, терпимость и доброжелательность. Нравственное развитие личности – это многогранный процесс, который требует целенаправленного воздействия, нравственного соотношения объективного и субъективного факторов в воспитании, постоянного учёта тех изменений, которые происходят в жизни.
В соответствии с поставленными в начале исследования задачами были проанализированы ключевые понятие исследования, выявлены особенности мотивационной сферы младших школьников, проанализированы методы формирования мотивов нравственного поведения.
Слайд 14Список литературы:
Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И. А. Каирова, О.
С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1975;
Артюхова И. С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, №4.;
Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: 1976;
Болдырев Н. И. Методика воспитательной работы в школе. – 2-е изд. – М., 1979;
Виноградова Н. Д. Привычка – основа нравственного воспитания// Педагогика, 1997, №5;
Вицлак Г. Оценка поведения и характеристика учащегося: Кн. для учителя: Пер. с нем. – М.: Просвещение, 1986;
Зосимовский А. В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен// Педагогика, 1998, №7;
Кузнецова Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988;
Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975;
Леонтьев А. Н. Потребности и мотивы деятельности// Психология/ Под ред. А. А. Смирнова и др. – М.: 1962;
Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. – М.: Владос, 2000;
Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 2.: Психология образования. – М.: Владос, 2000;
Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. – Калуга, 1969;
Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред. Каирова И. А., Богдановой О. С. – М.: Педагогика, 1979;
Педагогика/ Под ред. Бабанского Ю. К – М.: Просвещение, 1983;
Педагогика школы/ Под ред. Г. И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1977;
Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М.: 1981;
Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследований истории советской школы/ Под ред. З. И. Равкина. – Йошкар-Ола: 1972;
Психология и педагогика/ Под ред. Радугина А. А. – М.: Центр, 1997;
Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000;
Трофимова Н. М. Нравственны ориентиры младшего школьника// Педагогика, 1997, №6;