Презентация, доклад Детское исследование как метод обучения дошкольника

Содержание

«Если хочешь воспитать в детях смелость ума,  интерес к серьезной интеллектуальной работе,  самостоятельность как личностную черту,  вселить в них радость сотворчества,  то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей  образовывали царство мыслей, дай возможность им

Слайд 1Презентация
подготовлена по материалам лекций
САВЕНКОВА
Александра Ильича
«Детское исследование как метод

обучения старших дошкольников»

Минина Тамара Васильевна

ДОУ № 672 г.Москва

Презентация подготовлена по материалам лекций САВЕНКОВА Александра Ильича«Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»  Минина Тамара

Слайд 2 «Если хочешь воспитать в детях смелость ума,
 
интерес к серьезной

интеллектуальной работе,
 
самостоятельность как личностную черту,
 
вселить в них радость сотворчества,
 
то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей
 
образовывали царство мыслей, дай возможность им
 
почувствовать себя в нем властелинами».
 

 
Ш.А. Амонашвили.
 

«Если хочешь воспитать в детях смелость ума,  интерес к серьезной интеллектуальной работе,  самостоятельность как личностную черту,

Слайд 3Творческая среда.
Воспитатель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес

к исследовательской работе. Это необходимо учитывать и использовать не только в образовательнцых областях, но и в свободной деятельности.
 

Творческая среда. Воспитатель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе. Это необходимо учитывать

Слайд 4Личность педагога
Для реализации творческих способностей детей, к которым относятся и

исследовательские, нужен творческий заряд энергии педагога.

 

Личность педагога Для реализации творческих способностей детей, к которым относятся и исследовательские, нужен творческий заряд энергии педагога. 

Слайд 5Психологический комфорт.
Одна из задач воспитателя– поощрять творческие проявления детей, стремление

к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача воспитателя– – не подавлять желания, порывы, творческие идеи детей, а поддерживать и направлять их. Суждения « Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ребенку необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
Как бы вы поступили в данной ситуации?

Психологический комфорт. Одна из задач воспитателя– поощрять творческие проявления детей, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они

Слайд 6 В общественном сознании и профессиональном педагогическом мышлении прочно утвердился миф о

том, что собственный исследовательский поиск следует начинать лишь тогда, когда человек «обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило человечество». Многим даже в голову не приходит, что творец, исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, а значительно раньше того времени, когда родители впервые приведут его в детский сад.
В общественном сознании и профессиональном педагогическом мышлении прочно утвердился миф о том, что собственный исследовательский поиск

Слайд 7Учет возрастных особенностей
Так как речь идет о старшем дошкольном возрасте,

вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Исследовательские умения должны осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
Учет возрастных особенностей Так как речь идет о старшем дошкольном возрасте, вопрос об учете их психологических особенностей

Слайд 8Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. В

условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека

Слайд 9Тренинг. Карточки с изображением методов исследования
Проведи эксперемент

Тренинг. Карточки с изображением методов исследования Проведи эксперемент

Слайд 10Я думаю

Я думаю

Слайд 11Спросить у специалиста

Спросить у специалиста

Слайд 12Прочитать в книге

Прочитать в книге

Слайд 13Посмотреть в интернете

Посмотреть в интернете

Слайд 14Понаблюдать

Понаблюдать

Слайд 15Алгоритм исследовательской деятельности детей




Проблема
Гипотеза
Исследование
Решение

Алгоритм исследовательской деятельности детейПроблемаГипотезаИсследованиеРешение

Слайд 16Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать у детей

следующие умения.

Видеть проблему.(выбор темы исследования)
Задавать вопросы.
Выдвигать гипотезы.
Классифицировать и наблюдать
Давать определение понятиям.
Проводить эксперимент.
Делать выводы и умозаключения.
Готовить и защищать свои мини доклады
Доказывать и защищать свои идеи.

Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать у детей следующие умения.  Видеть проблему.(выбор темы

Слайд 17Постановка проблемы, или как выбрать тему исследования
От правильного

выбора темы в значительной степени зависит результат работы. Темы можно объединить в основные группы:

Постановка проблемы, или как выбрать тему исследования  От правильного выбора темы в значительной степени зависит результат

Слайд 18фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
 теоретические

– эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что можно спросить у людей., это то, что написано в книгах, и др.;
  эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений; теоретические – эта группа тем ориентирована на

Слайд 19 Искусство педагога при проведении этой работы в том и

состоит, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим выбором.
Искусство педагога при проведении этой работы  в том и состоит, чтобы подвести ребенка к такой

Слайд 20Тренинг. Карточки с изображением тем исследовательской деятельности

Тренинг. Карточки с изображением тем исследовательской деятельности

Слайд 21Пример выбора темы составления плана.
Что мы должны сделать сначала? Как вы

думаете с чего начинают исследование ученые? Выкладываем карточко методов исследования.Это наш план .Теперь последовательность ,что в первую очередь?Подумать самостоятельно!
Пример выбора темы составления плана.Что мы должны сделать сначала? Как вы думаете с чего начинают исследование ученые?

Слайд 22Пример выбора темы составления плана.
Что мы должны сделать сначала?Как вы думаете

с чего начинают исследование ученые?Выкладываем карточко методов исследования.Это наш план .Теперь последовательность ,что в первую очередь?Подумать самостоятельно!
Пример выбора темы составления плана.Что мы должны сделать сначала?Как вы думаете с чего начинают исследование ученые?Выкладываем карточко

Слайд 23Сбор материала
Начинаем действовать по намеченному плану
Как фиксировать полученные данные-
пиктограммы.
Сенсорное ощущение становиться

предметом осознания и размышления.
Подумать самостоятельно «Попугай домашнее животное.» Нарисуем домик или человек и клетка.Попугаи бывают маленькие и большие.Пиктограмма Яркое оперение.Пиктограмма
Спросить у специалиста Дети порой не слышат взрослого и сверсников. Преодоление эгоцентризма. Выделяем проблему.Север неволя,теплые страны родина.Там попугаи дикие птицы.Пиктограмма
Сбор материалаНачинаем действовать по намеченному плануКак фиксировать полученные данные-пиктограммы.Сенсорное ощущение становиться предметом осознания и размышления.Подумать самостоятельно «Попугай

Слайд 24
Узнать из книг -посмотреть иллюстрации или почитать с помощью взрослого. Работа

с родителями. Посмотреть в компьюторе.
Наблюдение и эксперемент.
Любит ли попугай музыку?
Какую еду любит?
Можно ли попугая обучить чему-то?

Обобщение полученных данных.Раскладываем пиктограммы по важности.
Доклад.»О попугае»

Обшее обсуждение,
Итогом нашей работы ;Самостоятельная работа над докладом. Защита своей гипотезы,разрешение противоречия.

Узнать из книг -посмотреть иллюстрации или почитать с помощью взрослого. Работа с родителями. Посмотреть в компьюторе.Наблюдение и

Слайд 25Учимся задавать вопросы .
Дидактическая игра «Интервью».
    Цель. Выявить умение

задавать вопросы.

Дидактическая игра «Важное задание»
   Цель. Выявить умение получать информацию из разных источников.

Учимся задавать вопросы .  Дидактическая игра «Интервью».    Цель. Выявить умение задавать вопросы. Дидактическая игра «Важное

Слайд 26Умение видеть проблемы
Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем

— способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.

Д.и. «Назови как можно больше возможных признаков этого предмета».
   Цель. Умение ставить проблему

Д.и. «Почему светит солнце?»  
Цель. Наблюдение как способ выявления проблемы.

Умение видеть проблемы Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем — способность изменять собственную точку

Слайд 27Наблюдение как способ выявления проблем
Умение видеть проблемы тесно связано с умением

наблюдать. Специфику наблюдения несложно понять, рассмотрев близкие термины. Так, например, мы смотрим глазами, слушаем ушами, а вот видим и слышим уже умом.

Д.и. «Рассмотри и опиши», «Нарисуй предмет по памяти»
    Цель. Развитие внимания и наблюдательности.

Наблюдение как способ выявления проблемУмение видеть проблемы тесно связано с умением наблюдать. Специфику наблюдения несложно понять, рассмотрев

Слайд 28Учимся выдвигать гипотезы.
Упражнения «Почему дует ветер? Почему ребёнок плачет? Почему весною
 

 тает снег?»
 Ответы начать со слов: может быть, предположим, допустим,  
   возможно, что если.

Цель. Выявить умение выдвигать гипотезы.
Учимся выдвигать гипотезы. Упражнения «Почему дует ветер? Почему ребёнок плачет? Почему весною   тает снег?»  Ответы начать со

Слайд 29Классифицировать и давать понятия
Упражнение. Понаблюдать за  рыбкой, а затем описать её.


    Цель. Развитие способности делать описание животного  (предмета),
чётко  формулировать  
определение  понятия

Д.и. Раздели животных на больших, маленьких, рыжих, черных, белых,  
   умеющих плавать, спящих дома, живущих в детском саду…
   Цель. Выявить умение детей классифицировать по определённому  признаку.

Классифицировать и давать понятияУпражнение. Понаблюдать за  рыбкой, а затем описать её.     Цель. Развитие способности делать

Слайд 30Проводить эксперимент.
Опыты с водой «Как исчезает вода». Материал: губка, ткань,  
 

  полиэтилен, металлическая пластина, кусок дерева, фарфоровое блюдце.
    Делается вывод: вода испарилась, улетела в воздух в виде маленьких
    частиц, вода впиталась в … .
Цель. Выявить умение проводить эксперимент.

Проводить эксперимент.Опыты с водой «Как исчезает вода». Материал: губка, ткань,      полиэтилен, металлическая пластина, кусок дерева,

Слайд 31Эксперименты с реальными объектами
Эксперименты с магнитом и металлами
Многие дети знают, что

магнит, как по волшебству, притягивает металлы. Но все ли металлы притягивает магнит? Давайте попробуем провести эксперимент, чтобы узнать это.
Для этого нам понадобится много самых разных металлических предметов. Кнопки, скрепки, шурупы, гвозди, монеты, металлическая линейка (подойдет и алюминиевая, и стальная), металлическая консервная банка, металлические части шариковой ручки и др.
В ходе проведения опыта выяснится, что магнит хорошо притягивает стальные предметы: кнопки, скрепки, шурупы, гвозди и др. И совсем не притягивает предметы из алюминия и меди: линейку, монеты и др. Очень важно по итогам эксперимента сделать выводы и умозаключения.

Эксперименты с реальными объектами Эксперименты с магнитом и металламиМногие дети знают, что магнит, как по волшебству, притягивает

Слайд 32Наблюдать.

Игра “Волшебные превращения”. На основе этой игры можно провести мысленный эксперимент.

Мы изучаем то, как, например, стихия огня воздействует на изменения физических свойств воды. Педагог предлагает детям выбрать кого-либо, кто возьмет себе роль Огня. Остальные дети становятся Капельками воды, которые в холоде замерзают. Они двигаются медленно и пре вращаются в ледяные шарики или снежинки, когда Огонь далеко. Когда Огонь рядом, они двигаются быстрее, испаряются, становятся невидимыми (приседают
Наблюдать. Игра “Волшебные превращения”. На основе этой игры можно провести мысленный эксперимент. Мы изучаем то, как, например,

Слайд 33Делать выводы и умозаключения.
.Д.и. «На что похожи геометрические линии, тела?»
   Цель.

Помочь детям в ходе собственных несложных рассуждений делать  умозаключение (вывод).
Делать выводы и умозаключения. .Д.и. «На что похожи геометрические линии, тела?»   Цель. Помочь детям в ходе собственных

Слайд 34«Что я слышу — забываю.
Что я вижу — я помню.

Что я делаю — я понимаю».
Конфуций.
«Что я слышу — забываю. Что я вижу — я помню. Что я делаю — я понимаю».

Слайд 35СПАСИБО!
В итоге можно сделать вывод, что долгое время нас пытались приучить

к тому, что обучение ребенка должно строится на послушании, повторении и подражании.
Новое время диктует новые задачи, заставляет на деле переходить от призывов к развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребенка, к реальным действиям.
Одним из самых действенных шагов в этом направлении является активное использование исследовательских методов в образовании.
СПАСИБО!В итоге можно сделать вывод, что долгое время нас пытались приучить к тому, что обучение ребенка должно

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть