Слайд 1
Что такое сензитивные периоды в развитии детей?
Галина Смирнова,
учитель детского сада
«Искорка»
2014
– 2015 учебный год
Слайд 2
Сензитивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей
к тем или иным
способам, видам деятельности;
к способам эмоционального реагирования, поведения вообще и пр. - вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени.
Слайд 3
Сензитивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне
необходимые ему знания, умения, способы поведения и т.д.
Слайд 4
Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием,
так
радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период.
Слайд 5
Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно - независимо от
того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей.
Слайд 6
Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сензитивных
периодов, но имеет, по крайней мере, следующие возможности:
взрослый может (а, точнее, обязан!) знать о существовании таких периодов в развитии ребенка, знать их особенности, поскольку в противном случае рискует посвятить свою жизнь борьбе с естеством ребенка, которую искренне считает педагогикой;
взрослый может наблюдать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того или иного сензитивного периода, что необходимо для точной оценки актуального уровня развития ребенка;
взрослый может предвидеть наступление следующего сензитивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду (дидактический материал), чтобы ребенок имел то, в чем особенно нуждается в данный момент.
Слайд 7
Они универсальны, т.е. возникают в ходе развития всех детей, независимо от
расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д.
Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Отсюда следует необходимость диагностики развития детей, т.е. определения индивидуальных особенностей развития ребенка.
Слайд 8
Протекание каждого сензитивного периода характеризуется:
более или менее медленным (пологим) началом, которое
заметить довольно трудно, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребенком в "зоне его ближайшего развития";
этапом наибольшей интенсивности (точкой максимума, или плато), который наблюдать наиболее просто;
более или менее медленным (пологим) спадом интенсивности.
Слайд 9
Сензитивный период развития речи
Сензитивный период восприятия порядка
Сензитивный период восприятия маленьких предметов
Сензитивный
период развития движений и действий
Сензитивный период восприятия порядка
Сензитивный период восприятия порядка
Сензитивный период восприятия порядка
Слайд 10
Сензитивный период развития речи
В возрасте 3,5-4 лет:
ребенок начинает употреблять речь целенаправленно
и осознанно. Это означает, что с помощью речи он решает свои проблемы.
Ребенок осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной с помощью речи и поэтому понятной окружающим;
дети этого возраста живо интересуются символическим обозначением звуков - буквами, с удовольствием обводят буквы из шершавой бумаги и т.д.;
они могут работать с подвижным алфавитом, выкладывая друг рядом с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания - вплоть до простых слов.
Слайд 11
Поэтому в возрасте 4-4,5 лет выглядит совершенно естественным следующий серьезный шаг
в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики. И это при том, что его никто не учил письму. Шла косвенная подготовка его интеллектуальных и двигательных способностей.
Слайд 12
Наконец, в возрасте около 5 лет ребенок без принуждения и самостоятельно
учится читать: к этому ведет его логика речевого развития.
Поскольку процесс письма - это выражение особым образом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает помимо различения букв и умения складывать их в слова еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли.
Слайд 13
Отметим основную мысль
М. Монтессори, которую необходимо постоянно иметь в виду:
если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сензитивного периода,
т.е. под принуждением (учиться читать, писать и пр.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем.
Слайд 14Сензитивный период восприятия порядка
Этот сензитивный период подробно не описан нигде, кроме
работ М. Монтессори. Вспомним ее известную фразу: "Истинная сущность разума состоит в придании порядка хаотичным впечатлениям, исходящим от окружающего мира".
Слайд 15Ребенку насущно необходим порядок, и особенно в трех сферах:
в окружающей
его среде (в помещении),
во времени,
в поведении взрослых по отношению к нему.
Слайд 16Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей
интенсивности его протекания наступает в среднем около 2-2,5 лет.
Для соблюдения этого родителям приходится наступить на горло собственной безалаберности, перестать вольно обращаться с различными вещами, предметами домашнего обихода и освоить (иногда - заново) общепринятые способы действия с ними, постепенно становясь "профессионалами" в воспитании собственного ребенка.
Слайд 17
Порядок во времени
Осознать собственный ритм дня - это значит запустить ход
"внутренних часов"; прочувствовать, что существует великий закон времени, который важнее субъективных желаний и капризов.
Слайд 18
Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку
Требования, которые предъявляют взрослые
к ребенку, должны быть постоянными (неизменными) и не зависеть от их настроения.
Желательно, чтобы они были обоснованными: в идеале - обоснованными научно (знанием об индивидуальном протекании сензитивных периодов собственного ребенка, например), в реальности -обоснованными хотя бы здравым смыслом (пониманием, что нельзя от ребенка требовать того, чего он по возрасту еще не в состоянии сделать).
Требования к ребенку должны быть конкретными (касаться чего-то одного) и выстраиваться в некую последовательность; в идеале - образовывать поведенческий алгоритм.
Слайд 19
В последнем случае после многократных повторений одной и той же последовательности
действий (например, связанных с отходом ко сну: умыться, расстелить постель, раздеться, уложить аккуратно одежду и пр.) этот алгоритм становится внутренней собственностью ребенка, и взрослому достаточно лишь дать общее название ("Готовимся ко сну") для того, чтобы ребенок без унизительного подстегивания словами (он сам знает, что делать дальше!) мог действовать самостоятельно.
Слайд 20
Требования, которые предъявляются ребенку, должны соблюдаться самими взрослыми, поскольку все равно
ребенок научится тому, что видит.
Слайд 21Сензитивный период восприятия маленьких предметов
Этот период длится в среднем от 1,5
до 5,5 лет.
Его трудно не заметить, и часто он доставляет взрослым немало волнений: ребенок манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. с угрозой для собственного здоровья.
Действительно, обычно взрослые не видят в этом интересе ничего полезного и не предоставляют ребенку возможность овладения адекватными способами реализации этой познавательной потребности.
Слайд 22
А на самом деле ребенка интересует проблема целого и части; он
получает удовольствие от того, что на его глазах при ударе об пол фарфоровая чашка распадается на несколько частей, которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких частей. Таким образом ребенок ощущает, что мир делим и состоит из все более и более мелких частей.
И взрослые в силах придать позитивный оттенок этому процессу, предоставив ребенку соответствующие условия. Например, с помощью специальных упражнений: нанизывания на нитку более или менее мелких предметов (плодов каштана, бобов с проделанными в них отверстиями и т.п.); разборки и сборки моделей из конструктора (что позволяет ребенку прочувствовать не только процесс деления целого на составные части, но и сложения из этих частей целого).
Слайд 23Сензитивный период развития движений и действий
Длится в среднем от 1 года
до 4 лет, и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций.
Отсюда же следует вывод о вреде для развития ребенка малоактивного образа жизни, который присущ многим современным семьям (увлечение просмотром телевизионных передач и пр.).
Слайд 24
Сензитивный период развития социальных навыков
В возрасте 2,5-6 лет ребенок начинает активно
интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными (невежливыми) способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на заборах и ребята, которые в открытую курят на остановках.
Всем нам приходилось встречаться с этим: ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице, и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.
Слайд 25
Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы
он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей.
Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять.
Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи и т.д.