Слайд 1Активизация познавательной деятельности на уроках математики, как средство повышения качества знаний
младших школьников и развития мотивации к предмету.
Залюбовская Елена Александровна, учитель начальных классов МОУ СОШ №42 г. Комсомольска-на-Амуре
Слайд 2"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".
Древняя мудрость
Слайд 3Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач учителя.
Среди всех учебных мотивов самым действенным является познавательный интерес, который не только активизирует умственную деятельность, но и направляет её к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разнообразием форм, методов, средств обучения, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность ребёнка.
Слайд 4Познавательный интерес является основой учебной деятельности по той причине, что:
интерес способствует
формированию глубоких и прочных знаний;
развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей;
создает благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.
Слайд 5Виды познавательных интересов, представляющие последовательные фазы его развития:
ситуативный, эпизодический интерес относительно
неустойчивый способствует становлению познавательного интереса;
устойчивый, активный интерес, проявляющийся в эмоционально-познавательном отношении к предметам, объектам или какому-либо виду деятельности;
личностный интерес, являющийся отражением направленности личности.
Слайд 6Уровни познавательной активности:
воспроизводящая активность,
интерпретирующая активность,
творческий уровень.
Слайд 7Принципы активизации познавательной деятельности учащихся.
Принцип проблемности – основополагающий.
Принцип обеспечения
максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач.
Принцип взаимообучения.
Принцип исследования изучаемых проблем.
Принцип индивидуализации.
Принцип самообучения.
Принцип мотивации.
Слайд 8Факторы, побуждающие учащихся к активности.
1. Интерес - главный мотив активизации
учащихся.
2. Творческий характер - мощный стимул к познанию.
3. Состязательность - побудитель к активности учащихся.
4. Игровой характер - эффективный мотивационный процесс.
5. Эмоциональное воздействие – приводящий стимул к движению.
6. Самостоятельность - работы творческого характера.
Слайд 9Формы, методы и средства, активизирующие познавательную деятельность:
дидактические игры;
занимательный математический материал;
логические задачи
и упражнения;
задачи повышенной трудности;
нестандартные задачи;
разнообразные формы организации устного счёта;
элементы историзма;
занимательность (урок-сказка, урок-путешествие, КВН);
самостоятельная работа с использованием аналогий, сравнений;
информационные технологии и т.д.
Слайд 10Дидактические игры на уроке математики.
Игра вызывает у детей:
живой интерес к
процессу познания,
активизирует деятельность,
помогает легче усвоить учебный материал,
ставит ученика в условия поиска,
пробуждает интерес к победе.
Игры: «Кто быстрей?», «Теремок», «Определи маршрут самолёта», «Полёт в космос», «Математическое лото» и др.
Слайд 11Занимательный математический материал:
занимательные задания,
упражнения в вычислениях,
математические квадраты;
задачи-шутки,
рифмованные задачи,
ребусы,
кроссворды,
загадки,
шарады,
головоломки.
Слайд 12Логические задачи:
логические задания,
примеры с окошками,
примеры с пропущенными знаками,
сравнение числа и
выражения,
не решая, прикинуть ответ,
определить правило записи ряда чисел,
выявить закономерности, заполнить пустые клетки,
задачи на смекалку путём раскрашивания,
придумать числовую закономерность и др.
Слайд 13Задания повышенной трудности, нестандартные задачи.
Требования к заданиям:
достаточность условия,
корректность вопроса,
наличие противоречия,
интересны,
понятны,
принципиально решаемы,
независимо от уровня сложности,
реальная ситуация, связанная с жизнью,
интригующий факт.
Слайд 14
Различные формы организации устного счета:
устный счёт с элементами игры,
числовые лабиринты,
математическая эстафета,
числовой
марафон,
цепочки и др.
Слайд 15
Элементы историзма.
Исторический материал повышает:
уровень грамотности,
творческую активность,
самостоятельность,
уважению к себе и окружающим,
расширяет знания,
кругозор,
приучает мыслить,
помогает искать доказательства,
принимать решение в сложных ситуациях и т.д.
Слайд 16
Занимательные игровые формы урока:
урок-сказка,
урок-путешествие,
урок-турнир,
математический КВН,
урок-полёт,
урок-шоу,
урок-турне,
урок-поздравление,
урок-викторина,
урок-экскурсия и т.д.
Слайд 17
ИКТ – информационные коммуникативные технологии
Применение ИКТ на уроках усиливает:
положительную мотивацию обучения;
активизирует
познавательную активность обучающихся.
Слайд 18
Применение ИКТ способствует повышению качества образования.
Цель применения ИКТ:
развитие мышления,
формирование приёмов
мыслительной деятельности.
Слайд 19
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – одно из наиболее
существенных требований, обеспечивающих качество обучения.