Слайд 1Семинар для педагогов на тему: «Формирование позитивных установок к различным видам
труда и творчества у детей дошкольного возраста»
Составитель: старший воспитатель МБДОУ №16 г. Невинномысска Шенцова Е.В.
Слайд 2 «Труд - это могучий воспитатель в
педагогической системе воспитания».
Антон
Семенович Макаренко.
Слайд 3Задачи трудового воспитания по формированию у детей позитивного отношения к труду
формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества. развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества
Слайд 4Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду
Поддержка инициативы детей в
различных видах деятельности
Содействие си сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка….
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификация) детского развития
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
Слайд 5Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям
развития)
Принцип развивающего образования (системности и последовательности);
Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);
Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий
Слайд 6Трудовая деятельность - специфический вид деятельности, направленный на создание материальных и
духовных ценностей, необходимых для жизнедеятельности людей.
Слайд 7Виды труда:
самообслуживание,
хозяйственно - бытовой труд,
труд в природе
ручной
труд.
Слайд 8Компоненты трудовой деятельности:
Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий
момент
Цель - это то, к чему надо стремиться.
Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат
Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу
Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.
Слайд 9Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам:
1-я младшая группа- Начинается
приобщение детей к трудовой деятельности Основной вид труда в этом возрасте самообслуживание
2-я младшая группа - Продолжается формирование у детей желания к посильному труду.
Средняя группа - Дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно- бытового труда и самообслуживания
Старшая группа- Добавляется ручной труд. Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.
Подготовительная группа- Сформированные навыки и умения совершенствуются.
Слайд 10Компоненты трудовой деятельности в процессе самообслуживания:
Младший возраст- Дети ежедневно выполняют элементарные
трудовые поручения, приучающие их к систематическому труду, что формирует привычку к аккуратности и опрятности (умение обслуживать себя, добиваясь тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности)
Средний возраст -Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затраченному на это (соблюдают последовательность одевания, умывания, раздевания, что формирует у них потребность в чистоте и опрятности, привычку к само обслуживающему труду.
Старший дошкольный возраст- Приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно пережевывают пищу с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой; самостоятельно моют руки и лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их)
Слайд 11Компоненты в процессе трудовой деятельности (хозяйственно- бытовой труд)
Младший возраст - Дети убирают
игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок. При подготовке к еде дети выполняют отдельные трудовые поручения.
Средний возраст - Дети моют игрушки, стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев. Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно.
Старший дошкольный возраст - Старшие дошкольники помогают младшему воспитателю разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы. Дети включаются в дежурство по уголку природы, убирают групповую комнату (1 раз в неделю). У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.
У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.
Слайд 12Компоненты в процессе трудовой деятельности (труд в природе)
Младший возраст - С
помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Проявляют интерес к жизни растений и животных.
Средний возраст- Дети самостоятельно поливают растения, с помощью воспитателя учатся определять потребность растений во влаге, выращивать овощи Помогают воспитателям кормить птиц, (насыпать корм в кормушки).
Старший дошкольный возраст- Труд становится систематичным, объем его увеличивается. Дети опрыскивают растения из пульверизатора, сметают листья и снег. собирают семена. Трудятся вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеют семена, поливают растения, собирают урожай). С интересом наблюдают за жизнью растений и животных.
Слайд 13Компоненты в трудовой деятельности (ручной труд)
Старшая группа - В процессе работы знакомятся
с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое. Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материалов (шишек, желудей, каштанов, коры, листьев, соломы, скорлупы грецких орехов, катушек, спичечных коробков и др.), изготовлению игрушек-самоделок для игры, самостоятельной деятельности (игольницы, счетный материал, детали к костюмам для театральной деятельности и др.), подарков родителям, сотрудникам детского сада, малышам (закладки для книг, сувениры из природного материала и др.), украшений к праздникам
Подготовительная группа- самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов). Пришивают пуговицы. Сортируют природный материал, подготавливают его к работе. Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий. Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, оклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.).
Слайд 14Санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию работы по трудовому воспитанию.
Работа,
требующая напряжения зрения, должна проходить при достаточном освещении.
Смена позиций (поза ребенка при выполнении трудовых действий)
Дозирование нагрузки
Контроль за состоянием детей
Смена трудовых действий
Слайд 15Современные подходы к формированию предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с
требованиями ФГОС
обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
соответствовать возрастным возможностям детей и стать основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта
Слайд 16При наполнении развивающей среды крайне важно правильно определить педагогическую ценность игрушек
и игровых материалов.
( Письмо Минобразования России от 17.05. 1995 №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»)
Слайд 17Пословицы о труде
Семь дел в одни руки не берут.
За всякое
дело берись умело.
Муравей не велик, а горы копает.
Не говори, что делал, а говори, что сделал.
Одна пчела мало меда нанесет. Ест за вола, а работает за комара.
Не все те повора, у кого ножи длинные.
Не учи безделью, а учи рукоделью.
Сколько ни говорить, а с разговору сыт не будешь.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Слайд 18Не хвались наперед, погляди в конец: каков делу конец будет.
Хвались урожаем, когда в амбаре засыпаешь.
Уменье и труд все перетрут.
Землю красит солнце, а человека труд.
На работу он сзади последних, а на еду — впереди первых.
Без труда нет плода.
Слайд 19Проблемные ситуации: 1.
Девочка в садике самостоятельно умеет одеваться и раздеваться, но
когда ее забирают родители, она говорит, что она не умеет и маме приходится делать это самой.
Слайд 202
Утром в садике воспитатель спрашивает детей, кто бы хотел быть
дежурным, один мальчик поднял руку, больше никто не поднял.
Слайд 213
Мама Наташи (6 лет) говорит: «У моей дочери есть желание мне
помогать. За какую бы работу я ни взялась, она тут как тут. Но какая от нее помощь, одна помеха! Я отправляю ее гулять, без нее я быстрее управляюсь по хозяйству».
Права ли мама Наташи? Что можно посоветовать маме?
Слайд 22Условия по формированию трудолюбия:
- учет возрастных особенностей;
- помощь и поддержка в
процессе трудовой деятельности;
- личный пример трудолюбия взрослого;
- создание трудовой атмосферы в семье и детском саду;
- уважение личности ребенка;
- систематическая трудовая деятельность ребенка дома и в детском саду;
- требование от ребенка качества труда;
- единство действий воспитателей и родителей;
Слайд 23- обеспечение нравственно ценной мотивации деятельности в процессе игр, детской деятельности
и различных видах труда;
- использование этнических традиций воспитания трудолюбия;
- осуществление преемственности между детским садом и общеобразовательной школой;
- повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования трудолюбия;
- повышение уровня осведомленности и воспитательной компетентности родителей по вопросам формирования трудолюбия;
-
Слайд 24воспитание трудолюбия на основе связи с потребностью дошкольников в движении, действии,
общении, самореализации, одобрении;
- стимулирование ребенка на выполнение трудовых действий;
- общественное признание, одобрение взрослых;
- обеспечение условий для физического воспитания;
- возбуждение у ребенка интереса к семейному хозяйству;
- воспитание привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет;
- добиваться того, чтобы работа была все – таки выполнена;
Слайд 25- включение детей в посильный и полезный труд уже в дошкольном
возрасте;
- давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы;
- рациональная организация индивидуальной и коллективной работы;
- предварительное планирование труда.
Слайд 26Вывод:
Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути
для её достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников, их возрастные и индивидуальные особенности. Необходимо углублять и закреплять представления детей о труде взрослых, воспитывать интерес и уважение к нему.