Слайд 1Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка — детский сад
№57 «Ладушка»
«Правила и примеры
организации игровых обучающих ситуаций
по формированию навыков самообслуживания
детей раннего возраста»
Из опыта работы
воспитателя Магдеевой
Анжелики Фаридовны
Слайд 2В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимание
обучению детей чтению, математики и языкам чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее научиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться и т. д.
Почему это так важно?
Дело в том, что самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости. А ведь именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.
Слайд 3 С чего начать и как всё должно происходить для достижения нужного
результата?
Для начала ответим на вопрос:
«Что включает в себя понятие «самообслуживание» для детей раннего возраста?»
Для ребёнка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:
— приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки);
— раздевания и одевания (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки);
— гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой);
— опрятности (пользоваться горшком).
Слайд 4
С первых дней пребывания детей
в детском саду
мы организуем их
процесс
самообслуживания.
Так как ведущим видом деятельности
детей является игра, наша задача именно
через игру и игровые приёмы
научить детей самообслуживать себя.
Требуется огромное трудолюбие,
а так же педагогический такт,
чтобы не только не погасить
детскую инициативу,
но и способствовать её развитию.
Поэтому решающее значение
здесь имеют игровые приёмы,
поскольку именно они позволяют,
скрыть педагогическую позицию
и более активно
воздействовать на малыша.
Слайд 6Формирование навыков
самообслуживания в ДОУ
осуществляется в двух формах:
− индивидуальной (отрабатываются отдельные операции);
−
групповой (создаются объективные условия
необходимости реализации данного навыка: поведение
ребёнка подчиняется общему для всей группы детей
правилу; при этом работает механизм подражания).
Слайд 7Методы формирования навыков самообслуживания:
Наглядные методы:
Показ выполнения каждого элемента
деятельности и их
последовательности.
Алгоритмы (схемы) различных процессов
самообслуживания
Наблюдение за действиями взрослого.
Рассматривание иллюстраций, моделей.
Просмотр диафильмов, мультфильмов
Слайд 8 Словесные методы:
Объяснения действий взрослого в ходе показа.
Подробное словесное объяснение
без показа.
Общее или индивидуальное напоминание.
Контроль и оценка деятельности детей.
Чтение художественной литературы
Слайд 9
Практические, игровые методы:
Сюрпризные моменты.
Игры с куклами.
Упражнения в выполнении навыков самообслуживания.
Использование спец.
игр и пособий для обучения детей
застегиванию пуговиц, шнуровке (по методике М. Монтессори)
Слайд 10Пути формирования
навыков
самообслуживания
Слайд 11
СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
САМООБСЛУЖИВАНИЯ
ВКЛЮЧЕНИЕ КАЖДОГО РЕБЕНКА В СТАБИЛЬНЫЙ
РЕЖИМ
ПОВТОРЯЕМОСТЬ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ,
ПОСТОЯНСТВО
ТРЕБОВАНИЙ К ДЕТЯМ
Слайд 12 Начинаем день с
гимнастики!
Если хочешь быть
здоровым, чисти
зубы по утрам,
умывайся и
гимнастикой
занимайся,
бегай,
прыгай, закаляйся и
режим свой
соблюдай.
Слайд 13 ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ
ЗДОРОВ - УМЫВАЙСЯ!!!
Руки надо с мылом мыть,
Рукава
нельзя мочить,
Кто рукавчик не засучит,
тот
водички не получит.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок
Слайд 14Перенос в
игровую ситуацию
Петушок-петушок,
Принеси мне
гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.
Слайд 15 Освоение труда по самообслуживанию
Слайд 16Непосредственно-организованно
образовательная
деятельность
Навыки умывания
Игровая ситуация
«Водичка-водичка»
Д/И « Это нужно нам
зачем?»
Чтение стих-ий А.
Барто «Девочка
чумазая»
НООД по
развитию
речи «В гостях у
Мойдодыра»
Слайд 17Навыки опрятной еды
Игра-упражнение
«Как Мишка учился
кушать»
С-Р игра «Угостим
куклу чаем»
НООД «Убери
со
стола»
«Чаепитие у кукол»
Досуг «День
рождения Мишки».
На моей тарелочке
рыженькая белочка.
Чтоб была она видна,
Все съедаю я до дна!
Слайд 18Самостоятельная деятельность
детей
Зайчик Саша скокпоскок,
Подберет штаны, носок.
Свои вещи не теряет
И
на место убирает!
Если носик твой сопит,
Значит он совсем
забит.
Свой платочек
доставай,
Нос получше вытирай!
Слайд 19 Мы научим куклу
правильно умываться и
быть чистой.
Оля плохо руки мыла,
Лишь
водичкою
смочила,
Мылом мылить не
старалась
И на ручках грязь
осталась.
Полотенце –в чёрных
пятнах
Как же это
неприятно!
Попадут микробы в
Может заболеть
рот-
живот
Слайд 20 Дидактические игры и
упражнения, применяемые в нашей работе
«Оденем куклу на
прогулку»,
«Уложим куклу спать»,
«Покажем куколке, как надо складывать одежду перед
сном (убирать ее в шкафчик)»,
«Покажем кукле Кате как умеем одеваться
(раздеваться)»,
«Как мы помогали кукле собраться в гости»,
«Такие разные носочки», «Причешем куклу Машу» и
другие.
Настольные игры:
«Веселые шнурочки»,
«Волшебные веревочки»,
«Застежки-шнурочки»,
«Волшебные пуговки»,
«Наряди куклу Катю» и другие.
Игры на внимание: «Что лишнее». «Найди и назови» и
другие.
Сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская», «К куклам в гости»
Слайд 21 Литературный материал
«Валенки»
(рус), «Солнышко-ведрышко!» (рус), «Отличные пшеничные» (шведская песенка в обр.
И. Токмаковой), «Ласковые песенки» (азерб.). «Баю-баю, баю-баю...» (рус), «У Аленки в гостях»
(рус),
«Кисонька-Мурысенька» (рус), «Водичка-водичка» (рус), «Наша Маша» (рус), «Топ-топ»
(кабардино-балкарск.).
Я. Аким «Мама»;
Александрова «Постройка», «Большая ложка»;
А. Барто «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая»;
Е. Благинина «Аленушка», «Обедать», «С добрым утром», «Не мешайте мне трудиться»;
П. Воронько «Обновки»;
О. Высотская «Тихий час»;
Ш. Галиев «Баю-баю»;
B. Данько «Нет, я не шучу»;.
Капутикян «Хлюп-хлюп», «Моя бабушка», «Маша обедает», «Все спят»;
Н. Калинина «Помощники»;
А. Кардашова «В детский сад». «Уборка»;
Л. Квитко «Бабушкины руки»:
О. Кригер «На прогулку»;
Н. Найденова «Наши полотенца»;
М. Пожарова «Толя и медвежонок»;
П. Чайников «Мой сын»;
К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. [1, c. 40-247]
Г. Ладонщиков «Кукольная колыбельная», «Помощники весны»,
Стихотворения и рассказы:
Н. Артюхова «Ручеек»;
A. Барто «Мишка», «Машенька»;
B. Берестов «Больная кукла»;
Е. Благинина «С добрым утром», «Мы пускаем пузыри»;
П. Воронько «Спать пора»;
C. Капутикян «Хлюп-хлюп», «Маша обедает»;
О. Кригер «На прогулку»;
Г. Ладонщиков «Я под краном руки мыла...»;
И. Муравейка «Я сама»;
Н. Найденова «Наши полотенца»;
М. Пожарова «Толя и медвежонок»; Н. Саконская «Где мой пальчик?»;
Л. Толстой «Была у Насти кукла», «Пошла Катя поутру» и др.
Слайд 22Работа с родителями
Родительское собрание
«Формирование навыков
самообслуживания у детей младшего
возраста»
Консультации «Как приучить
ребёнка
к аккуратности и опрятности»
«Как научить ребёнка одеваться
самостоятельно»
Индивидуальные
беседы «Как правильно одевать
ребёнка на прогулку» «Развитие
самостоятельности детей 4-го года
жизни»
Наглядная информация
для родителей
«Как приучить ребёнка
быть аккуратным»
Памятка для родителей
«Внешний вид малышей: о
чём не стоит беспокоиться»
Анкеты – вопросники, буклеты
Папка-передвижка «Будем
опрятными»
Оформление фотовыставки
«Вот что я умею»
Выставка литературы
(методической, художественной)