Слайд 1 Презентация
«Познавательное развитие детей среднего и старшего дошкольного возраста при
использовании инновационных методов экспериментирования»
Подготовила: воспитатель
Печникова Елена Сергеевна
МОУ «Арсеньевская СОШ»
дошкольные группы №2
Слайд 2Эксперимент (от лат. experimentum - опыт, проба) один из основных методов познания,
при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы или общества. Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-либо каким - либо способом. Любой эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения.
«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам»
( Р. Эмерсон).
Слайд 3Принципы работы по развитию познавательной активности детей через
экспериментальную деятельность
Слайд 6В условиях детского сада используются только элементарные опыты и эксперименты.
Во -
первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
В - третьих, они безопасны.
В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Элементарность заключается:
Слайд 7 Структура проведения опытно-экспериментальной деятельности
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную
деятельность,
побуждает детей к
самостоятельным исследованиям.
Слайд 8
Работа по развитию экспериментальной деятельности с детьми строится по трём взаимосвязанным
направлениям:
Слайд 9живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей
среде и др.). Выявляя потребность растения в воздухе, пытались понять, как происходит процесс дыхания у растений: смазывали одну сторону листа вазелином, наблюдали и делали вывод, что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны погибли. Наблюдали за состоянием растений. Если в среднем дошкольном возрасте наблюдали что необходимо растению для роста, то в старшем возрасте уже можно понаблюдать влияние исключения одного из элементов роста ( полива, света, воздуха). Сделали вывод, что растения без воды, воздуха и света жить не могут. Так же проводили эксперименты над снегом, льдом. проверяли скорость таяния снега в зависимости от измерения температуры.
Слайд 10Опыт «Как дышат растения»
Вывод: те листочки, которые были смазаны вазелином с
нижней стороны погибли, значит растениям нужен воздух.
Слайд 11Опыт«Влияние воды, солнца и воздуха на растение»
Вывод: Для роста растению необходимы
вода, свет, воздух.
Слайд 12«Как можно продлить жизнь цветку»
Вывод: цветы вставленные в флористическую губку наполненную
водой, живут дольше.
Слайд 13«Свойства снега и льда»
Вывод: 1.Снег мягкий, пушистый,
непрозрачный.
2. Лед твердый, прозрачный.
3.
При таянии лед и снег превращаются
в воду.
Слайд 14«Свойства снега при разной температуре»
Вывод: При низкой температуре воздуха -15- 20
градусов, снег рассыпчатый и мягкий, не держит форму при - 2- 5 градусах снег липкий и плотный, держит форму, при комнатной температуре тает и превращается в воду.
Слайд 15неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.).
В занимательных опытах
и экспериментах выявляли свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не запаха, не имеет вкуса, как меняет цвет, вкус, запах при смешивании с разными ингридиетами. Выявляли материалы, которые взаимодействую с магнитами, дети пытались выявить свойства магнита. Интересные опыты проводили со снегом и льдом, например «Защитные свойства снега»: вода в трёх сосудах зарывается в снег на разной глубине, где вода быстрее замёрзнет и почему? Нравится детям проводить опыты с песком: как можно сделать песчаный конус? Получается ли тоннели из сухого песка?
Слайд 16«Свойства воды»
Вывод: Вода не имеет цвета вкуса и запаха, при добавлении
сахара, соли, муки изменяет вкус и цвет.
Слайд 17
«Волшебница вода».
Вывод: 1.Вода не имеет вкуса, и запаха. Вода
жидкая.
2. При добавлении специй, меняет вкус и запах.
3. При добавлении муки меняет консистенцию становится густой.
Слайд 18«Окрашивание воды»
Вывод: вода легко изменяет цвет в зависимости от добавленного красителя.
Слайд 19 Опыт «Защитные свойства снега».
Вывод: чем глубже будет находиться баночка, тем
теплее будет вода. Почве и растениям тепло; чем больше снега, тем теплее растениям.
Слайд 20«Радужные льдинки»
Вывод: если замораживать поочередно цветную воду слоями получится разноцветная льдинка.
Вода при замерзании сохраняет цвет.
Слайд 21«Свойства дерева»
Вывод: 1. Дерево легче метала – оно не тонет в
воде.
2. Дерево сохраняет тепло.
Слайд 22«Влияние тяжелых предметов на уровень воды в стакане»
Вывод: чем больше камней
тем выше уровень воды в стакане.
Слайд 23«Смена дня и ночи»
Вывод: части суток сменяются в зависимости от положения
Земли по отношению к Солнцу.
Слайд 24
«Что такое песок, из чего
он состоит?».
Выводы:
1. Песок-это мелкие камешки разного цвета, формы, размера.
2. В песке находится песочная пыль и мелкие частички металла
Слайд 25
«Почему песок тонет?»
Вывод:
1. Песок тяжелый, опустился на дно баночки.
2. Его пыль легкая осталась на поверхности, при размешивании окрасила воду.
3. Мокрый песок меняет цвет.
«Магнит»
Вывод: 1.Дерево, пластик, резина, стекло не взаимодействуют с магнитом, а металлические изделия магнитятся даже через пластиковую оболочку (скрепка).
2. Магнит взаимодействует с металлическим предметом даже через бумагу, картон, деревянный стол.
Слайд 27«Сравнить свойства сухого и влажного песка».
Вывод: Из влажного песка можно лепить
предметы, а сухой не держит форму.
Слайд 28 - человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов
и явлений и др.)
Слайд 29«Свойства бумаги»
Вывод:1. При намокании бумага становится мягкой и пластичной.
2.При высыхании
становится твердой и держит форму предмета
Слайд 30 «Ватные диски»
Вывод:
ватные диски легко окрашиваются и при склеивании держат форму . С помощью ватных дисков можно создавать разные композиции.
«Свойства бумаги»
Вывод: при накручивании бумаги на карандаш бумага скручивается в трубочку, т.е. бумага может повторять форму предметов.
из салфеток»
Вывод: Салфетки мягче, легче обычной бумаги поэтому легко скручиваются в шарики.
Слайд 33Спасибо за внимание!
"Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал".
Сухомлинский В.А.