Слайд 1Подходы к проектированию современного урока
по «Основам религиозных культур и светской
этики»
на основе УМК
издательства «Просвещение»
Пустовойт Юлия Владимировна, к.филос.н.,
методист Центра художественно-эстетического и физического образования издательства «Просвещение»
Слайд 2ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной
суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности»
Как меняются требования к результату?
Для справки
психологи:
Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества.
Развитие – интеллектуальное
Развитие – личностное
Развитие - социальное
КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?
Традиционный взгляд:
Основная задача школы – дать хорошие прочные ЗНАНИЯ
Какой требовался результат?
ФГОС
2009–2012 гг.
«Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности».
В чем принципиально изменились требования к результату?
Слайд 3 СТАНДАРТ
ТРЕБОВАНИЯ К
УСЛОВИЯМ ООП
РЕЗУЛЬТАТАМ ООП
СТРУКТУРЕ ООП
ЛИЧНОСТНЫЕ,
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА,
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ,
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
СОДЕРЖАНИЕ ОП,
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Слайд 4мета предметные
личностные
предметные
готовность, способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию,
социальные компетенции, личностные качества
освоенные универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющие основу умения учиться и межпредметными понятиями
освоенный в ходе изучения учебного предмета опыт специфический для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ООП
УУД – личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные
Слайд 5
1. Любознательный, интересующийся, активно познающий мир
2. Умеющий учиться, способный к организации
собственной деятельности
6. Имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни
5. Доброжелательный, умеющий слышать и слушать партнёра, уважающий своё и чужое мнение
3. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
4. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа
Портрет выпускника современной школы
Качества, которые формируются в процессе обучения в общеобразовательной школе,
определённые ФГОС.
Слайд 6Схема к.п.н. С.П.Лавлинского.
составленная по материалам доклада “Философия образования”
Слайд 7Позиция ученика
УЧЕНИК
УЧЕНИК
ОБЪЕКТ
СУБЪЕКТ
ПАМЯТЬ
МЫШЛЕНИЕ, ПОНИМАНИЕ, СОЗНАНИЕ
!
?
назад
Слайд 8Дидактические принципы
1. Принцип деятельности.
2. Принцип целостного представления о мире.
3. Принцип
преемственности.
4. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.
5.Принцип творчества.
7.Принцип вариативности.
6. Принцип психологической комфортности.
Обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом.
Нет страха перед ошибкой, неудача как сигнал для исправления.
Личностное отношение учащихся к полученным знаниям, умение применять их в своей практической деятельности
Личностного развития ребенка в соответствии с его способностями и возможностями
Ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Качество обучения
Слайд 9Основные этапы урока
Ориентация содержания структуры учебника и всех компонентов УМК ИП
на основные этапы урока
мотивационный
проблемный
Работа с информацией
аналитический
рефлексивный
Слайд 10УМК «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР
И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Слайд 11Урок как целостная система
Целеполагание. Рождение любого урока начинается с
осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Слайд 12ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЦЕЛЕПОЛАГАНИИ
Подмена культурологического подхода искусствоведческим, вероучительным и
т.п., выделение одной из сторон, составляющих религиозную культуру как самой значимой.
Генерализация/сужение цели.
Слайд 13ЭТАПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ УРОКА
Конкретно определить тему, цели, тип урока и
его место в развороте учебной программы.
Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему упражнений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
Продумать форму подведения итогов урока.
Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Слайд 14Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как
традиционных, так и инновационных педагогических технологий.
Слайд 15ТРАДИЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМИРУЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (традиционное объяснительно-иллюстративное обучение)
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Слайд 16открытость
деятельность
обратная связь.
Принципы педагогической техники
Системно-деятельностный подход
свобода выбора
идеальность
Слайд 17ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - освоение обучающимися знаний, умений, навыков преимущественно в форме
деятельности. Что значит работать со знанием: его применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.
назад
Слайд 18ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА: в любом обучающем или управляющем действии, где только
возможно, предоставлять обучающемуся право выбора. С одним важным условием право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!
назад
Слайд 19ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ: максимально использовать возможности, знания, интересы самих обучающихся с целью
повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.
назад
Слайд 20Главная задача педагога воспитателя
духовно-нравственное воспитание
невозможно осуществлять без идеалов.
Слайд 21
предполагает сознательное следование за выбранным образцом, сравнение с которым определяет
цель деятельности, способ и характер поведения человека.
Идеал
Слайд 22Педагогическая значимость идеала
Слайд 23Педагогическая значимость идеала
Слайд 25Я на тебя гляжу, любуюсь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно под
такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих глазах таится глубина;
Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту,
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту.
К.Р.
Слайд 29Шаварш Карапетян, 11-кратный рекордсмен мира, 17-кратный чемпион мира, 13-кратный чемпион Европы,
семикратный чемпион СССР по подводному плаванию.
Слайд 30 Что такое долг? Мы всегда живем и все должны друг
другу: должны любить, должны помогать, должны научить, должны поднять упавшего, подать руку слабому. Проживая жизнь, мы друг другу должны. Надо просто быть человеком.
Стремиться делать то, что нужно, а не то, что хочется. Я всегда воспитывал в себе способность делать что-то через «не могу».
Слайд 31ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы
приемов обратной связи.
назад
Слайд 33ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ: не только давать знания но еще и показывать их
границы. Сталкивать обучающегося с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
Слайд 34РАБОТА С ТЕКСТОМ
Тексты помогают раскрыть пространство религиозной культуры, помогают
попытаться понять главную нравственную идею, заключенную в этих текстах.
Эта форма работы перекликается с работой на уроках литературного чтения (умение понять тему, вести диалог, высказывать предположения, составлять план, находить определенную информацию, интерпретировать и систематизировать ее и т.д.).
Таким образом, курс ОРКСЭ имеет межпредметную связь с уроками литературного чтения.
Слайд 353) После чтения текста: – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы.
Результат:
понимание
авторского смысла, корректировка своей интерпретации
2) Во время чтения текста:
– изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста
До чтения текста:
– просмотровое чтение
Результат:
предвосхищение чтения, создание мотива для чтения
Технология формирования правильного типа
читательской деятельности (с 1999 г.)
Цель – понимание текстов.
Средство – три этапа работы с любым текстом.
Тексты учебников всех модулей с подтекстом, интригующими названиями и т.п.
Слайд 36 Традиционный урок
1. Нахождение ответа на вопросы, приведенные в конце
параграфа.
2. Повторение формулировок законов, определений, формул.
3. Чтение текста учебника после обсуждения какого-либо вопроса.
4. Нахождение ответа в тексте на поставленный учителем вопрос.
5.Анализ схемы, рисунка, диаграммы, работа с таблицами
Проблемно-диалогический урок
По ходу чтения ученики сами ставят вопросы по тексту :
О чем говорится?
Что об этом говорят?
Почему это происходит?
Что из этого получится?
Зачем это делается?
Что уже об этом известно?
Что общего с тем, что я уже знаю?
Где, когда и как это применяется?
Составлять схемы, таблицы, графики по тексту учебника;
делать анализ содержания рисунков;
Разновидности работы с текстом учебника
Слайд 37 Традиционный урок
6. Пересказ прочитанного.
7. Чтение текста параграфа для составления
плана.
8. Выделение сведений исторического характера.
Проблемно-диалогический урок
6.Самопроверка
7.Комментированное чтение текста.
Сравнение текстов параграфов учебников различных авторов.
8.Сравнение исторических сведений в энциклопедических словарях.
Разновидности работы с текстом учебника
Слайд 38Усложненные задания к тексту учебника
Написание опорного конспекта.
Составление по тексту параграфа:
задач, схем, таблиц, диаграмм, графиков.
Написание рецензии к материалу параграфа.
Составление воображаемого интервью с автором текста.
Создание рекламного текста, плаката, презентации по прочитанному тексту.
Слайд 39Наиболее любимые детьми задания
Чтение параграфа учебника и составление к нему иллюстраций.
Нахождение в тексте параграфа того, о чем не говорил учитель.
Чтение текста и постановка опыта по описанию, приведенному в учебнике.
Чтение текста параграфа и нахождение ошибок в данном опорном конспекте (специально написанный с ошибками).
Слайд 40ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА
Это средство для формирования компетенций по работе
с информацией.
Выступает в качестве определенного алгоритма; определяет мыслительные операции, способы деятельности, формируя навыки анализа и синтеза учебного материала.
Используются также при организации разноуровневой познавательной деятельности учащихся, что содействует реализации принципа дифференциации и индивидуализации обучения.
Слайд 41Памятка к составлению плана текста
Внимательно прочитайте текст.
Разделите текст по смыслу на
логически законченные части.
Выделите в каждой части главную мысль.
Озаглавьте каждую часть. В заголовках должна содержаться главная мысль каждой части.
Проверьте, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
Слайд 42Как определить главную мысль в тексте /части текста?
Прочитайте текст.
Подумайте, о чем
говорится. Если затрудняетесь ответить кратко, поставьте к тексту вопросы.
Выберите ответ, без которого текст теряет смысл, то есть без которого нельзя обойтись. Этот ответ должен содержать в себе смысл других.
Слайд 43Игровые приемы в работе с учебным текстом
Вопрос-ответ
Быстро, внимательно
прочитать текст. Iвариант задает вопросы II вариант находит и зачитывает ответ. Соревнования на лучший вопрос и лучший ответ стимулирует у уч-ся к чтению текста параграфа.
Шпаргалка
Для усвоения материала, нужно уметь запоминать самые мелкие подробности текста. Прочитайте текст и составьте список вопросов к нему. У кого этот список будет длиннее и дотошнее, тот и выиграл.
Дотошный ученик
Познакомиться с текстом. Теперь разделимся на 4 группы (по ролям). Одна группа будет называться «введение» («учитель»), вторая - «основная мысль», третья - «заключение», четвертая - «дополнение».
Слайд 44Игровые приемы в работе с учебным текстом
Части текста
(по ролям)
Играющие пересказывают текст по порядку, группа «дополнение» имеет право взять слово после любого выступления.
Коллективный рассказ
Познакомиться с текстом. Затем его надо пересказать (лучше по рядам) так, чтобы принимало большое число учащихся в рассказе, а также рассказ не прервался. Можно использовать дополнительную литературу.
Очевидное-невероятное
Прочитать текст, написать уточняющие или решающие вопросы по тексту. Затем учитель объясняет тему, а ученики задают вопросы.
Слайд 45Методы работы с параграфом учебника
1. Прочитайте весь параграф, составь целостное представление
об описанных в нём событиях, явлениях. Внимательно рассмотри карты, схемы, другие иллюстрации.
2. Обрати особое внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи.
3. Составь развёрнутый план - он облегчит подготовку домашнего задания.
4. Постарайся связать с материалом параграфа то, что увидел и услышал на уроке, что записал в тетради.
5. Вспомни, что ты читал по изучаемой теме, что видел в музее, кинофильмах.
6. Иногда необходимо просмотреть параграфы, изученные ранее.
7. Если что-то кажется непонятным или какой-то вопрос заинтересовал тебя обратись к словарю, энциклопедии.
8. Проверь, знаешь ли ты материал темы, перескажи его, сначала пользуясь планом, потом и без него.
9. Подготовь ответы на вопросы и задания, помещённые в конце параграфа.
Слайд 48Чтение…
Пересказ,
Беседа,
Словарная работа,
Работа с иллюстрациями,
Рисование,
Слушание музыки,
Проектная деятельность…
Виды деятельности на уроках ОРКСЭ
Слайд 49
- на усвоение знаний (конкретного материала, терминологии, фактов), так
называемые «простые вопросы» - Что? Где? Когда?- ответом на них служит конкретная информация, почерпнутая из текста параграфа.
- на понимание и уточнение (объяснение) – Можно ли сказать, что…? или ««Есть слова Христа: « Даром приняли – даром давайте» - как вы их понимаете?
- объясняющие – Почему? В чем причина? Такие вопросы помогают понять идею текста. В качестве ответа может быть приведена цитата из текста параграфа или обоснованная гипотеза.
- оценочные – В чем отличие или сходство? – помогают выявить критерии для сравнения.
- ценностно – смысловые - Что нужно делать, чтобы стать милосердным?
- творческие - Что изменится, если? – способствуют личному осмыслению проблемы
Закрепление и контроль.
Типы вопросов и заданий
Слайд 50Диалогическое взаимодействие с учащимися
в процессе преподавания модуля
«Основы светской этики»
Технология
этического диалога, разработанная А.И.Шемшуриной, позволяет выстраивать этические занятия как глубоко осмысленный и творчески продуманный сюжет. Основана на принципах диалогогового взаимодействия: «знания – чувства – поведение» и включает следующие компоненты:
1.Завязка. Выход на проблему.
2. Активное совместное размышление
над проблемой.
3. Кульминационный момент.
4. Нравственный выбор.
5. Развязка. Открытый финал.
6. Рефлексия.
Слайд 51 «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей».
К.Д.
Ушинский
Слайд 52По вопросам приобретения
просьба обращаться:
ОПТОВЫЕ ЗАКУПКИ
За бюджетные средства или за безналичный
расчёт от 25 экз.
РОЗНИЧНЫЕ ЗАКУПКИ
В магазинах вашего города
или в интернет-магазинах
«Ozon.ru» (http://www.ozon.ru/), «Лабиринт» (http://www.labirint.ru/)
Если вы сделали заказ в книготорговой компании на продукцию издательства «Просвещение» и он не был выполнен в течении
5 дней, просьба сообщить об этом в издательство:
Тел.: 8(495)789-30-40 доб. 4075
E-mail: mbarsukova@prosv.ru
Тел. 8(495)789-30-40
доб. 4144 или 4115
E-mail: gtrofimova@prosv.ru
E-mail: rea@prosv.ru