Слайд 1Поддержка детской инициативы в различных видах деятельности
Презентацию выполнила
Лаврентьева Наталья Васильевна,
воспитатель МБДОУ «Батыр»
Слайд 2Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема
формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Инициатива — (от. франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.
Слайд 3В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования
является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Что это значит - инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные ситуации.
Слайд 4В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми
различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.
Слайд 5Выделяют четыре сферы инициативы:
Коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками,
где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
Творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
Инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
Познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).
Слайд 10Организуя свою образовательную работу в этом направлении я придерживаюсь следующих принципов:
Вариативности
- предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.
Деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.
Креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
Слайд 11В своей работе активно использую:
1. Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка,
аппликация)
В процессе продуктивной деятельности у детей формируются такие качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, умение проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе изобразительных материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. которые являются основными компонентами творческой деятельности.
Слайд 122. Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель создает для детей разнообразную предметно – пространственную
развивающую среду в группе, которая должна обеспечивать каждому ребенку познавательную активность, должна соответствовать разнообразным интересам детей и иметь развивающий характер. Также детям предоставляется возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками.
Слайд 133. Групповой сбор
Эта часть ежедневного распорядка, которая проводится в определенное время, в
специально оборудованном месте, где дети самостоятельно планируют и осуществляют выбор деятельности на основе собственных интересов и потребностей в различных центрах.
Слайд 144. Трудовая деятельность
В своей практике я создаю такие условия для трудовой деятельности,
где старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда.
Слайд 15 5. Метод «проектов»
В своей работе со старшими дошкольниками я использую технологию
проектной деятельности, которая, по-моему, также актуальна для развития инициативы и самостоятельности у детей, формирования умения делать выбор. Здесь важно быть партнером, помощником детей. “Метод проектов” способствует пониманию детьми необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на чужие идеи, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения.
Слайд 16 6. Планирование самостоятельной деятельности
Во время планирования самостоятельной деятельности дети садятся
и зарисовывают символами, чем бы они хотели заниматься во второй половине дня. Затем, дети свои планы вывешивают на доску и проговаривают, чем они будут заниматься.
Слайд 17 7. Проблемное обучение
При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск
решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, где у него происходит формирование подвижности и вариативности мышления, активизация мыслительной деятельности.
Слайд 18Использованные источники:
1.Алиева Т., Урадовских Г. Детская инициатива – основа развития познания,
деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9.
Большой Энциклопедический словарь. 2000г.
2.Бабаева Т.И. «Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе» СПб.
3.Кожевникова Л.М. Карта детских инициатив / Л.М. Кожевникова – М.: Академия, 2009
4.Короткова Н.А. Пути гибкого проектирования образовательного процесса / Н.А. Короткова – М.: Академия, 2008.
5.Нищева Н.А. Воспитываем дошкольников самостоятельными / Н.А. Нищева // Сборник статей СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
6.Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ - М. : Центр педагогического образования, 2008г.
7.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]: Режим доступа www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.