Слайд 1 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Слайд 2План
Планируемые результаты освоения предметных программ начального общего образования как механизм реализации
Требований к результатам освоения основных образовательных программ:
Цель
Место
Адресаты
Формы
Функции
Основные результаты начального общего образования
Структура
Планируемые результаты освоения программы формирования универсальных учебных действий.
Планируемые результаты освоения программы по работе с информацией «Чтение: работа с информацией».
Слайд 3МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минобрнауки России)
П Р И К
А З
«6»__октября ____2009г. №__373__
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2. Ввести в действие с 1 января 2010 года федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом.
Слайд 4Закон РФ «Об образовании» (в редакции изменений и дополнений, внесенных Федеральными
законами от 3 ноября 2006 года № 175-ФЗ)
Статья 7. … Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Слайд 5Статья 7. …
4. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в
соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Закон РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)
Слайд 6
Стандарт как общественный договор;
Стандарт задает ориентиры развития системы образования;
Ориентация стандарта на
результаты образования;
Системно-деятельностный подход;
Стандарт – совокупность трех систем требований
Образовательные стандарты:
особенности подхода
Слайд 7
СЕМЬЯ
Личностная успешность
Социальная успешность
Профессиональная успешность
ОБЩЕСТВО
Безопасность и здоровье
Свобода и ответственность
Социальная справедливость
Благосостояние
ГОСУДАРСТВО
Национальное единство
Безопасность
Развитие
человеческого капитала
Конкурентоспособность
Развитие
Личностное
Социальное
Общекультурное
Стандарт как общественный
договор: ориентиры развития
Слайд 8Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина,
П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.
Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.
Слайд 9Системно-деятельностный подход
предполагает организацию учебной деятельности, в ходе которой учащиеся, совершая определенные,
специфичные для данного учебного предмета действия, осваивают универсальные и предметные способы действий, ключевые понятия, теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними
Слайд 10
Тр + Тс + Ту – новая формула стандартов
Инновационность структуры
стандартов
Т
К результатам освоения
основных
образовательных программ
Т
К структуре основных
образовательных программ
Т
К условиям реализации
основных
образовательных программ
Слайд 11Структура основной образовательной программы начального общего образования определяется в п. 16
Федерального государственного образовательного стандарта:
1) пояснительная записка;
2) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
3) учебный план начального общего образования;
4) программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
5) программы отдельных предметов, курсов;
6) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
7) программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
8) программа коррекционной работы;
9) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Слайд 12Основные результаты начального общего образования
Формирование универсальных и предметных способов действий, опорной
системы знаний;
Воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
Индивидуальный прогресс в основных сферах личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Слайд 13 Планируемые результаты уточняют и конкретизируют
Требования к результатам освоения основных
образовательных программ ФГОС для каждого учебного предмета с учетом ведущих целей изучения данного предмета, а также с учетом возрастной специфики учащихся
Важнейшим механизмом реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ ФГОС являются
Планируемые результаты освоения предметных программ начального общего образования
Слайд 14Планируемые результаты ориентируют учителя:
в ожидаемых учебных достижениях (с указанием возможного их
диапазона)
в составе и объеме изучаемого учебного материала (структурированного в привычной логике основных разделов учебных программ)
в способах и особенностях организации образовательного процесса (учебной деятельности школьников)
Слайд 159. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу
начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные, позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Слайд 16«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (раздел «Требования к результатам
освоения ООП НОО»).
«Фундаментальное ядро содержания общего образования» (раздел «Универсальные учебные действия»).
«Планируемые результаты начального общего образования».
Слайд 17Нормативные документы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство
образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с.
Слайд 18Методическое обеспечение ФГОС НОО
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст] : пособие для
учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. – 151 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [Текст] : учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010. – 24 с.
Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс [Текст] / О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева; под ред. О. Б Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 128 с.
Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс [Текст] / О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева; под ред. О. Б Логиновой. – М. : Просвещение, 2010. – 80 с.
Слайд 19Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2
ч. Ч. 1 [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 215 с.
Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост.Е. С. Савинов. — М. : Просвещение, 2010. — 191 с.
Слайд 20Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] : учебное
издание / под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, 2010
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] : учебное издание – М. : Просвещение, 2010.
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2 [Текст] : учебное издание – М. : Просвещение, 2010. – 232 с.
Проектные задачи в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение, 2010. – 176 с.
Фундаментальное ядро содержания общего образования (проект) [Текст] / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2009. – 142 с.
Слайд 21Стандарт и иные нормативные документы
Требования стандарта
Базисный
учебный
план
Программа
формирования
УУД
Планируемые
результаты
Фундамен-
тальное
ядро
Примерные предметные программы
Авторские программы и УМК
Образовательный
процесс
У
М
Е
Н
И
Я
И
П
Р
И
М
Е
Р
Ы
З
А
Д
А
Н
И
Й
Система оценки: критерии, процедуры, методы, измерители
Слайд 22Адресаты и пользователи планируемых результатов:
• лица, принимающие решения о развитии системы
образования на разных ее уровнях (федеральном, региональном, муниципальном);
учащиеся и их родители;
профессиональное педагогическое сообщество
Слайд 23Обобщённая форма (нормативный): авторы программ, КИМов,
руководители ОУ
Технологическая форма (инструктивно-методический уровень): учитель, родители, учащиеся
В технологической форме отражены:
целесообразные способы организации совместной учебной деятельности учащихся и учителя;
целесообразные формы и способы текущей и итоговой оценки, самооценки;
возможности и целесообразности использования различных средств обучения и т. д
Слайд 25Цели-ориентиры, определяющие ведущие цели и основные ожидаемые результаты изучения данного учебного
предмета. Дают ответ на вопрос: «Ради чего необходимо изучать данный предмет в школе?»
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу примерной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопительной оценки, или портфолио), так и в конце обучения.
Слайд 263. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков,
расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.
Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы и выделяются курсивом.
При этом невыполнение учащимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.
Слайд 27Планируемые результаты освоения учебных программ по всем учебным предметам сопровождаются примерами
заданий базового и повышенного уровня, используемых при итоговой оценке достижения планируемых результатов
Слайд 28Задания базового уровня сложности проверяют сформированность знаний, умений и способов учебных
действий по данному предмету, которые необходимы для успешного продолжения обучения на следующей ступени.
Это стандартные учебно-познавательные или учебно-практические задания, в которых очевиден способ учебных действий. Способность успешно справляться с такого рода заданиями целенаправленно формировалась и отрабатывалась в ходе учебного процесса со всеми учащимися
Слайд 29Задания повышенного уровня сложности проверяют способность выпускника выполнять такие учебные или
учебно-практические задания, в которых нет явного указания на способ их выполнения.
Учащийся сам должен выбрать этот способ из набора известных, освоенных в процессе изучения данного предмета. В некоторых случаях учащийся сам должен сконструировать способ решения, комбинируя известные ему способы, привлекая знания из других предметов или опираясь на имеющийся жизненный опыт.
Слайд 31 Знаю ответы на вопросы учебника.
Умею решать задачи из учебника.
Могу использовать
свои знания
в новых ситуациях, непохожих на
школьные.
≠
Слайд 32ИЗМЕРИТЕЛИ:
PIRLS: The Progress in International
Reading Literacy Study («Исследование качества чтения и понимания текста»)
PISA: Program for International
Students’ Assessment
(Международное исследование образовательных достижений учащихся )
Слайд 33PIRLS:
Переход от обучения чтению к чтению для обучения.
Четвертый класс: 9 –
10летние школьники.
Читательская компетентность.
5-летний цикл.
Слайд 34PISA:
Переход от мира ученичества к миру профессиональному.
15-летние школьники.
Компетентность читательская. математическая, естественно-научная.
3-летний
цикл.
Слайд 35Международные исследования качества чтения
и понимания текста (PIRLS-2006) удивили и одновременно обрадовали
российских педагогов: наши четвероклассники заняли первое место!
Их результаты оказались выше, чем у традиционных лидеров подобных тестирований — школьников из Финляндии, Канады, Японии, Гонконга и Сингапура. Победа наших ребят тем более приятна, что на аналогичном исследовании Programme for International Student Assessment (PISA-2009), проводимом среди 15-летних учеников, наши тинейджеры заняли, не самое престижное место — 41-43-е из 65 возможных.
Слайд 36Средний балл российских учащихся по читательской грамотности в 2009 году составил
459 баллов по 1000-балльной шкале, что статистически ниже, чем средний балл (493 балла). Самые высокие результаты продемонстрировали учащиеся Китая (556), Республики Корея (539) и Финляндии (536).
В соответствии с уровнями читательской грамотности, установленными в исследовании PISA, число 15-летних учащихся России, готовых относительно адекватно использовать более или менее сложные тексты для ориентации в повседневных ситуациях, составляет 72,6% (в среднем– 81,4%); из них готовых к самостоятельному обучению с помощью текстов в России 14,3% (28,6% в среднем). Не готовых ориентироваться с помощью текстов даже в знакомых житейских ситуациях в России 27% (35% в среднем). Эти учащиеся не достигли порогового уровня читательской грамотности (2-го уровня по международной шкале)
Слайд 37Российские 15-летние учащиеся в 2009 году демонстрируют относительную умелость в извлечении
нужной информации и интерпретации авторских сообщений и слабость в умении выразить свое мнение по поводу прочитанного, включить сообщение текста в контекст собственного опыта, критически отнестись к авторскому сообщению.
Следует обратить особое внимание на 5-7 классы. В международном мониторинге PIRLS отечественное образование продемонстрировало чрезвычайную успешность выпускников начальной школы. В благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования.
Слайд 38
• Российские четвероклассники (по данным PIRLS 2001 и 2006 годов) обладают
чрезвычайно высоким уровнем готовности к чтению для обучения.
• Основное чтение для обучения (прежде всего – обучение по учебникам истории, географии, биологии и пр.) начинается в 5-7 классах.
• К 9-10 классу (по данным PISA 2000, 2003, 2006, 2009 годов) читательская грамотность российских учащихся оказывается существенно ниже мировых стандартов.
Логично предположить, что на переходе из начальной в основную школу должны быть обеспечены педагогические условия, превращающиеся готовность учащихся к чтению для обучения в читательское умение, обеспечивающее самообучение молодых людей за порогом школы.
Слайд 39В России низких результатов много,
а высоких – мало…
PISA 2000: читательская компетентность
-
Высокий уровень учебной самостоятельности.
- Низкий уровень учебной самостоятельности.
- Средний уровень учебной самостоятельности.
Слайд 40низких результатов становится больше,
а высоких – меньше…
Слайд 41Я умею читать =
Я могу использовать содержание текста
для достижения собственных
целей,
для развития своих знаний и возможностей,
для участия в жизни общества
Слайд 42Шкалы оценки
читательской компетентности
Вычитывание информации из текста
Интерпретация прочитанного
Размышления и оценка прочитанного
Слайд 43Я могу найти в тексте информацию,
нужную для ответа на мой вопрос
=
Я могу
«пробежать» текст глазами,
определить его основные элементы,
сузить зону поиска,
опознать необходимую информацию, которая в самом тексте выражена в иной (синонимической) форме, чем в вопросе
Слайд 44Я умею интерпретировать прочитанное =
Я не могу не делать следующее:
связывать воедино
элементы информации, содержащейся в тексте,
искать в тексте доводы в подтверждение авторских тезисов,
делать выводы из сформулированных автором посылок,
вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Слайд 45Я умею размышлять о прочитанном и оценивать то, что мне сообщил
автор
Я имею привычку
связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников,
сопоставлять утверждения, сделанные в тексте, со своими представлениями о мире,
вести внутренний диалог с автором: искать доводы в защиту своей и авторской точки зрения
Слайд 46Высший уровень
читательской компетентности:
Объемные тексты.
Информация, необходимая для решения ВАШЕЙ задачи, не
лежит на поверхности.
Элементы информации сообщаются не в нужном ВАМ порядке.
Часть информации сообщается не словами, а в виде графиков, рисунков, карт…
Слайд 47Высший уровень
читательской компетентности:
Информация противоречива, требует критической оценки.
Читатель должен сам строить
гипотезы на основе специальных знаний, излагаемых в тексте.
Читателя приходится работать с точками зрения, которые не согласуются с его житейскими представлениями и здравым смыслом.
Слайд 48Чтение: работа с информацией
Раздел «Получение, поиск и фиксация информации»
Раздел «Понимание и
преобразование информации»
Раздел «Применение и представление информации»
Раздел «Оценка достоверности получаемой информации»
Слайд 49Программа формирования УУД
(личностные и метапредметные результаты)
Слайд 50В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у
выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться
Слайд 51В 60-е годы ХХ века интересы образования строились вокруг проблемы вооружения
учащихся знаниями, умениями и навыками
Слайд 52В 80-е годы система образования «поворачивается к человеку», и во главу
угла пытаются поставить интересы развития ребенка, формирование таких общеучебных умений и навыков, с помощью которых ребенок будет способен организовать свою учебную деятельность, процесс познания
Слайд 53Виды общеучебных умений из программы Лошкаревой Нелли Анисимовны (1982г.)
Учебно-интеллектуальные
Учебно-информационные
Учебно-коммуникативные
Учебно-организационные
Слайд 54Виды общеучебных умений
Татьянченко Д.В. Воровщиков С.Г. ( 1992г.)
Учебно-логические
Учебно-информационные
Учебно-коммуникативные
Учебно-управленческие
Слайд 55Виды общеучебных умений, навыков
и способов деятельности (ФК 2004 г.)
1гр. Познавательная деятельность.
2гр.
Речевая деятельность и работа с информацией
3гр. Организация деятельности
Слайд 56В настоящее время основными целями образования становятся общекультурное, личностное и познавательное
развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как «умение учиться»
Актуальной и новой задачей современной школы становится обеспечение развития универсальных учебных действий как важной составляющей фундаментального ядра содержания образования
Слайд 57Психологическое значение
УУД – это совокупность способов действия учащегося, навыков учебной
работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Слайд 58УУД в широком смысле означает умение учиться, т.е. способность ребенка к
саморазвитию, самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта (самоусвоение новых знаний и умений)
Слайд 59Основные функции УУД:
Регуляция учебной деятельности:
принятие и постановка учебных целей и задач,
поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач,
контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности
Слайд 60Создание условий для саморазвития и самореализации личности:
готовность к непрерывному образованию на
основе умения учиться;
формирование гражданской идентичности и толерантности;
развитие высокой социальной и профессиональной мобильности
Слайд 61Обеспечение успешности обучения:
успешности усвоения знаний, умений и навыков;
формирование целостной картины мира;
формирование
компетентностей в любой предметной области познания
Слайд 62Виды универсальных учебных действий
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Слайд 64Личностные УУД
Это умение учащегося соотносить поступки и события с этическими
принципами, с нормами морали и нравственности, умения, которые обеспечивают самоопределение и ориентацию в социальных ролях
Слайд 66Все эти умения основаны на осознанности поведения, осознанности своих действий. Ребенок
должен понимать смысл своих действий, своей деятельности
Слайд 69Овладение УУД в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно
усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться
Слайд 70Метапредметные планируемые результаты освоения ООП НОО
проанализируйте ФГОС НОО, Фундаментальное
ядро содержания образования и Планируемые результаты начального общего образования;
запишите ПР на основе трех документов по следующей структуре:
Регулятивные УУД
Целеполагание – Планирование – Прогнозирование – Учебные действия – Контроль – Коррекция – Оценка – Саморегуляция
Познавательные УУД
Общеучебные – Логические – Знаково-символические – Информационные
Коммуникативные УУД
Инициативное сотрудничество и взаимодействие – Планирование учебного сотрудничества – Управление коммуникацией
Слайд 71Личностные планируемые результаты освоение ООП НОО
проанализируйте ФГОС НОО, Фундаментальное
ядро содержания образования и Планируемые результаты начального общего образования;
запишите ПР на основе трех документов по следующей структуре:
Самоопределение
Смыслообразование
Нравственно-этическая ориентация
Слайд 72Цели урока
Планируемые результаты