Слайд 1 Детская субкультура и формы ее проявления в дошкольном возрасте
Выполнила
СаттароваХ.У.
941-у.
Слайд 2Детство — период жизни человека от новорожденности до достижения социальной и
психологической зрелости, во время которого происходит его развитие, становление как полноценного члена человеческого общества.
Слайд 3Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности,
традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т. е. становится социально компетентным.
Слайд 4Социализация — процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и
воспроизводства социокультурного опыта
Слайд 5Детская субкультура - особая система бытующих в детской среде представлений о
мире, ценностях, совокупность особенностей поведения, форм общения и деятельности самих детей, своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и встроенная в общее культурное целое.
Субкультура - это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем
Слайд 6Субкультура - форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри своей
группы и на уровне возрастных подгрупп. Носителем основных культурных ценностей является детское сообщество, которое транслирует их через соответствующие традиции, обычаи, ритуалы.
Слайд 7Благодаря детской субкультуре ребёнок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир.
Например:
- дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность, т.е. выполняющие воспитательную функцию, помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание;
- колыбельные песни, потешки, прибаутки для самых маленьких имеют мировоззренческое значение, так как знакомят с простейшей моделью мироустройства;
- детское собирательство, тайники, секреты дают возможность ребенку материализовать свое тайное присутствие в том или ином месте и утвердить себя через эти предметы
Слайд 8Компоненты детской субкультуры:
детский правовой кодекс, раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимодействия, взаимоотношений
со сверстниками. Это правила вступления в различные формы и виды детской деятельности и выхода из них, разнообразные ритуальные компоненты детского общения (например, примирительные ритуалы), знаки собственности, взыскание долгов, отношения мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, специфические способы воспитательных воздействий на сверстников и разрешения спорных, конфликтных ситуаций (например, с помощью дразнилок, обзывалок, отговорок);
Слайд 9Компоненты детской субкультуры:
детский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, потешки, считалки и др);
детский
юмор (анекдоты, розыгрыши, поддевки), смеховой мир детства (перевертыши, истории-небылицы, «черный юмор» или детские «садистские» стишки);
своеобразные увлечения: детское собирательство (сокровищницы, тайники) и коллекционирование;
способы и формы свободного времяпрепровождения, среди которых ведущее место занимают разнообразные виды игровой деятельности и продуктивные виды деятельности, а также походы в особые (страшные) места (подвалы, чердаки, кладбище, заброшенные дома) и места, запрещенные взрослыми для посещений (свалка, мусорка, стройка); рассказывание страшных историй, детское гадание и т.д.;
Слайд 10Компоненты детской субкультуры:
субкультурные формы, которые играют решающую роль при овладении ребенком
содержанием общечеловеческих ценностей: проблематизация, философствование, словотворчество, сказочный мир;
детская картина мира, т.е. особая система мировоззренческих знаний, которая включает в себя совокупность представлений, смысловых отношений, охватывающих основные стороны взаимодействия ребенка с миром.
детская мода; эстетические представления детей (составление веночков и букетов, «секреты»);
Слайд 11Детское словотворчество — неотъемлемая часть детской субкультуры
Ребенок экспериментирует со словом
для того, чтобы быть услышанным взрослым, выделяя свою уникальную речь из речевого потока старших и одновременно побуждая их к общению
Слайд 12Смеховой мир детства
Смеховой мир детства можно рассматривать и как самостоятельный компонент
детской субкультуры, и как часть детского фольклора. В него входят: анекдоты, розыгрыши, поддевки, перевертыши, истории-небылицы, страшилки, «черный юмор» или детские «садистские» стишки.
Слайд 13Коллекционирование и собирательство
Почти все дети рано или поздно начинают увлекаться коллекционированием.
В его основе лежит радость от сочетания однородности с разнообразием, дает ребенку представление о богатстве мира, его красочности в многоцветности. Коллекционировать дети могут все что угодно: стеклышки, фантики, значки, календарики, игрушки из киндер-сюрпризов, вкладыши от жевательных резинок и т.д.
Слайд 14Посещение страшных мест
Групповое посещение страшных мест - одна из ранних попыток
самостоятельного исследования и эмоционального проживания значимых элементов окружающей среды, формирования детского мифа о мире
Слайд 15Детская субкультура представляет собой совокупность разнообразных форм активности группы. В ней,
как и в общей культуре, в которой родился ребенок, формируется целостный жизненный опыт индивида:
он познает мир, себя и окружающих людей.