Презентация, доклад на тему Педагогический совет: Туризм и экскурсии в ДОУ

Содержание

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, познавательному развитию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения (и в учреждении). Преимущество экскурсий

Слайд 1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «Туризм и экскурсии - как особый вид деятельности направленный на

укрепление здоровья, выносливости организма, познание и общение у дошкольников.»


Старший воспитатель: Потехина И.В.
МДОУ детский сад №5 «Звёздочка» г. НЕЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «Туризм и экскурсии - как особый вид деятельности направленный на укрепление здоровья, выносливости

Слайд 2 Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма

организации работы по экологическому воспитанию, познавательному развитию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.
Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения (и в учреждении). Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы, а так же с трудом взрослых.
Организация и методика проведения экскурсий Экскурсии, как форма занятий, проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах не реже 1 раза в месяц. По содержанию экскурсии делятся на 2 вида:
природоведческие (познавательные) экскурсии – в парк, лес, к озеру,
экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых. (школа, библиотека).

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, познавательному

Слайд 3

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те
же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям
сезонные изменения, которые происходят в природе. Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому ее успех зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей. Подготовка воспитателя заключается прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности. Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей  и подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды. Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Для того, чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.

Слайд 4Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать,

куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Педагог напоминает детям о правилах поведения на улице, в лесу, в общественных местах. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии  с погодой и сезоном. В системе подготовительной работы актив­но используются игры-тренинги, предполагаю­щие включение элементов психогимнастики в различные виды детской деятельности и направленные на формирование адекватной самооценки и навыков конструктив­ного общения с миром природы, воспитание ценностного отношения к тому, что окружает ребенка.
К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии. Всё оборудование должно находиться в определенном месте. Перед экскурсией воспитателю необходимо тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой.

Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что

Слайд 5


Методика проведения природоведческих познавательных экскурсий. Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить о ее цели, дать детям осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследование объекта, игры, рассказы, пояснения.  Уровню познавательной активности способствуют элементы бесед и логические задачи, предлагаемые воспитателями. В качестве приме­ра можно привести вопрос: "Чем береза в парке похожа на березу на нашем участке? " и т. д. Целесообразно использовать именно те из них, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей. Можно спро­сить у воспитанников, какие добрые слова можно подарить цветам на клумбах парка, с какими пожеланиями обратиться к пернатым друзьям  и т. д. Необходимо обращать внимание не только на отдельные природ­ные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая "эта­жи" парка и водоема, определяя обусловленное взаимодействие меж­ду ними, строить логические цепочки связей и зависимостей.

Слайд 6 Дидактические игры, проводимые во время экскурсий, необходимо ориенти­ровать на предоставление

дошкольникам возможности проявить ак­тивную, экологически грамотную позицию по отношению к объектам природы. Темы могут быть следующие: "Помоги дереву", "Осторожно, муравей", "Птицы любят тишину", "Доброе утро" и др.
Небольшие экологические акции расширяют опыт природоох­ранной деятельности, поддерживают стремление активно и самосто­ятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы. Во время экскурсий в сквер, парк, к водоему дети совместно со взрослыми могут развешивать кор­мушки для птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цвет­ники, сажать деревья и пр. Самым значимым является то, что во вре­мя этих акций дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой.
Дидактические игры, проводимые во время экскурсий, необходимо ориенти­ровать на предоставление дошкольникам возможности проявить ак­тивную, экологически грамотную

Слайд 7 Важное место отводится на экскурсиях вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать

предмет, сравнивать его с другими предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы. При рассматривании объектов следует учитывать, что  знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств.  По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы, сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии педагога. Во время отдыха детей проводятся игры и игровые упражнения. Дети закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами мнение о качестве предмета, запоминают название растений («Угадай по запаху», «Узнай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три, к березе беги!») В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы.
Важное место отводится на экскурсиях вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами,

Слайд 8
Главная цель заключительного эта­па — подведение итогов экскурсионной работы.

Творческие задания позволят ре­бенку выразить свои впечатления, пока­зать отношение к миру природы. Можно предложить детям совместно с педагогом составить книги сказок. На­пример, дошкольники могут сочинить рассказ о парке, предположить, какие сказки могла бы поведать им старая ель. Через поступки персона­жей, вводимых в эти литературные произведения, можно выразить отношение к различным экологическим ситуациям. Как вариант твор­ческих заданий, воспитатель предлагает составление коллективных коллажей, изображающих надводных и подводных обитателей водое­мов, любимых аллей парка и пр. Конструирование макетов экосистем из природного и бросово­го материалов поможет детям лучше понять цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в природе. После каждой экс­курсии макет может дополняться, преобразовываться. На основе кон­кретизированной информации дети выстраивают пищевые цепочки, добавляют новые природные объекты и т. д. Таким образом, экскурсии помогают расширить представления воспитанников об экологических системах (парков, водоемов), сфор­мировать представления об их "жизни" в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зави­симости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду.

Главная цель заключительного эта­па — подведение итогов экскурсионной работы. Творческие задания позволят ре­бенку выразить свои

Слайд 9
Начиная с младшей группы проводятся целевые прогулки по участку

с выходом за его пределы.
Учитывая природное окружение детского сада, наиболее яркие сезонные явления природы, возможности детей, проведенную с ними работу, воспитатель решает, куда пойти и что посмотреть. 
Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона: гнездованием птиц, как распускаются веточки вербы и т д. Проводятся целевые прогулки к водоему, на луг. Можно выбрать какой-то один объект для наблюдения и на участке д/с, например, березку и совершать целевые прогулки в разные сезоны, наблюдая и отмечая при этом произошедшие изменения.
Начиная с младшей группы проводятся целевые прогулки по участку с выходом за его пределы. Учитывая

Слайд 10

Экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых.

Экскурсии с целью ознакомления детей с трудом взрослых помогают детям
-освоить представление о труде людей, осознать детьми значимость трудовой деятельности взрослых (зачем нужна профессия, что является результатом труда);
-познакомиться с техникой, машинами, механизмами, которые облегчают труд взрослых;
-сформировать представления о структуре конкретного трудового процесса (мотив и цель, инструменты, набор трудовых действий, результат труда);
-ознакомиться с личностными и профессиональными качествами работников;
-воспитывать нравственное (бережное) отношение к предметам как результатам человеческого труда;
- вызвать интерес к трудовой деятельности и желание трудиться.
 Эти  экскурсии разнообразны: в прачечную, в медицинский кабинет, на почту, в пожарную часть и другие. Дети знакомятся с основными трудовыми операциями.
Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что дети могут не только наблюдать за деятельностью человека, но и выполнить примитивные действия (помочь работнику). Важно также показать, что и для какой цели делают люди, как и какие машины используют, как относятся к труду, как заботятся о хороших взаимоотношениях, результатах труда.


Экскурсии с целью

Слайд 11Предварительная работа. При подготовке к экскурсиям воспитатель прежде сам знакомится с объектом наблюдения,

получает разрешение на проведение экскурсии, договаривается о времени посещения, об участии детей в труде, определяет содержание беседы детей с рабочими.
Подготовка воспитателя к экскурсии. Воспитатель, планируя, определяет тему и цель экскурсии, уточняет ее программное содержание, выбирает объект, учитывая при этом физические возможности детей (пешеходные экскурсии для маленьких детей допустимы только на близкое расстояние, учитывается сезон, особенности дороги, состояние погоды.)
Экскурсия на объекты начинается с предварительной беседы. Ее задача - вызвать интерес к предстоящим наблюдениям. В задачу самой экскурсии входит рассматривание объектов труда и наблюдение самого процесса труда взрослых. Воспитатель обращает внимание на способы использования механизмов и машин. Хорошо, когда по ходу экскурсии дети сами выполняют в помощь взрослым какое-либо дело (складывают белье, слушают через фонендоскоп, скручивают пожарный шланг и т. д.) Дети участвуют в беседе со взрослыми, слушают рассказ о труде.

Предварительная работа. При подготовке к экскурсиям воспитатель прежде сам знакомится с объектом наблюдения, получает разрешение на проведение экскурсии, договаривается о

Слайд 12
Работа после экскурсии. Планируя беседу после экскурсии, воспитатель продумывает беседу так, чтобы восстановить

в памяти детей весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные для осознания связи и факты об увиденном. Работа направлена на углубление, систематизацию и обобщение знаний, приобретенных детьми, на упрочение и дальнейшее развитие их интересов, и переработки впечатлений, происходит в сюжетно – ролевых играх, в художественном творчестве, совместной творческой деятельности (создание книг о профессиях; фотоальбома «Наши экскурсии» и др.)
 
Работа после экскурсии. Планируя беседу после экскурсии, воспитатель продумывает беседу так, чтобы восстановить в памяти детей весь ход экскурсии, подчеркнуть

Слайд 13Что такое – туризм?
Туризм это путешествие, сочетающее отдых с элементами спорта

и познавательными задачами. Это особый вид социальной деятельности человека, направленный на укрепление здоровья, повышение физической тренированности, выносливости организма, познание и общение.
В системе дошкольного воспитания физические упражнения разделяют на четыре вида: гимнастика, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения и простейший туризм. ( см Т.И. Осокина «Физическое воспитание в детском саду» стр 6) Мы сегодня говорим о простейшем туризме. Он бывает – пеший, лыжный и на велосипедах.


Что такое – туризм? Туризм это путешествие, сочетающее отдых с элементами спорта и познавательными задачами. Это особый

Слайд 14 Советы по подготовке и проведению прогулок по

маршруту: - прогулка-поход проводится только после тщательного изучения маршрута; - тщательно продумывается содержание маршрута, похода; - взрослый вместе с детьми готовит необходимое оборудование, оснащение; - продумывается одежда детей – удобная и соответствующая погоде; - о времени проведения похода дети и их родители извещаются заранее; - желательно уточнить прогноз погоды; - накануне с детьми проводится беседа о правилах поведения во время движения и в процессе общения с объектами природы; - взрослые должны хорошо знать ягоды, грибы, растения, растущие в данной местности; должны знать содержание аптечки и правила пользования ею; - взрослые должны хорошо знать и учитывать индивидуальные и физические возможности детей (движение должно быть в определенном ритме, равнении на самого слабого участника, ходьба не должна быть однообразной); - план и маршрут согласовывают с медработником, заведующей, заместителем заведующей; - взрослые должны хорошо знать и соблюдать правила дорожного движения.

Слайд 15
Планирование прогулок-походов Перспективный план проведения прогулок-походов можно составить примерно по следующей

схеме:

Дается краткое описание маршрута, отмечаются привалы и деятельность на них. К каждому походу составляется сценарий, где указывается место проведения, время отправления, форма и длительность.
Содержание прогулки-похода составляют: - дидактические игры; - подвижные игры; - чтение художественной литературы; - экспериментальная и практическая работа. Воспитатели должны найти удачное сочетание различного рода физкультурных нагрузок с отдыхом, учитывая условия местности. Детей можно учить ориентированию на местности. Карты-схемы маршрутов утверждаются на педсовете, что подтверждается подписью заведующего на карте. Все маршруты нумеруются. Обязательно отмечаются опасные участки дороги и привалы. Отмечается общая протяженность маршрута и длина отрезков пути между привалами, а также его продолжительность. Перед выходом делается запись в тетради прихода и ухода группы в поход по схеме:


Планирование прогулок-походов Перспективный план проведения прогулок-походов можно составить примерно по следующей схеме:  Дается краткое описание маршрута,

Слайд 16 Главной

целью туристической прогулки всегда является оздоровление детей, т.к. от обычной познавательной экскурсии, за пределы участка детского сада, туристскую прогулку отличает насыщенная двигательная деятельность детей: 80% времени должны составлять циклические движения: ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде и т.д. При определении физической нагрузки учитывается ряд факторов: возраст детей, уровень их двигательной активности и подготовленности, состояние здоровья, вид туристской прогулки, погодные и климатические условия. По данным Н. И. Бочаровой.






В старшей группе прогулка за пределы участка в летний период предусматривает расстояние - 2 км продолжительностью 25 -30 мин в один конец; зимой лыжные прогулки на расстояние 1,5 – 2 км в один конец.
В подготовительной к школе группе проводятся пешие и лыжные прогулки один раз в квартал в течение 40-45 мин на расстояние до 2 км. (см методические рекомендации 2005 г стр 80 – 84)В таких походах принимают участие музыкальный руковод., мед.сестра. Составляется конспект. В нем указывается: с какой группой проводится поход и на какое расстояние, место и время отправления, путь следования.
Главной целью туристической прогулки всегда является

Слайд 17

Во время пешеходных прогулок надо так организовать детей, чтобы они могли идти не только в парах, но и свободно, группами по 3-4 человека. На дороге должны встречаться препятствия: поваленное дерево, низко нависшие ветки, ручей и т. д.
Природное окружение всегда можно использовать для упражнения в прыжках: спрыгивать с плоских камней, с пеньков (не выше 50 см.). Для прыжков в длину использовать ширину тропинок, канавки. Прыгать в высоту можно через прутик, положенный на два соседних пенька, через невысокие пеньки. Для перелезания использовать бревна, поваленные деревья, низко нависшие ветки для подлезания.
Надо стремиться на каждой прогулке, упражнять детей во всех видах основных движений, используя для этого сочетание естественных условий со специальными пособиями. Например: идти между двумя линиями, подбрасывать мяч вверх и ловля его руками, дойдя до камня, положить мяч возле него, встать на камень, спрыгнуть, пройти на четвереньках до обруча (сплетен из веток), пролезть в него, подбежать к ветке с подвешенным колокольчиком, подпрыгнуть и позвонить.
Во время пешеходной прогулки организовать с детьми сбор природного материала, который можно использовать на занятиях по конструированию в трудовой деятельности. После такой прогулки детям предлагают сделать зарисовки, проводятся беседы об увиденном.  При разбивке лагеря желательно предусмотреть телефонную связь, а площадь лагеря ограничить гирляндами из флажков, цветов и т.д. При организации малого туризма предусмотреть меры, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей.
Во время пешеходных прогулок

Слайд 18ПРИМЕЧАНИЕ: Длительность маршрута увеличивать постепенно, придав ему игровую форму – «Туристический поход».

Составить свою небольшую туристическую песню. Перед выходом в поход провести инструктаж – как вести себя в походе. На привалах организовывать отдых детей: песни, хороводы, соревнования, чтение и рассматривание книг и др. Туристическое снаряжение: Головной убор (шляпа, шапка, панама), спортивный костюм, кеды или кроссовки. Необходим рюкзак, посуда, игрушки, спортивный инвентарь (мяч, кегли, скакалки и др.); обязательно возьмите с собой аптечку и питьевую воду. Можно взять с собой музыкальные инструменты

ПРИМЕЧАНИЕ: Длительность маршрута увеличивать постепенно, придав ему игровую форму – «Туристический поход». Составить свою небольшую туристическую песню. Перед

Слайд 19ЛИТЕРАТУРА:
Богина Т.Л.: «Режим дня в детском саду» - М.: «Просвещение», 1987г.
Каменева

Л.А.: «Как знакомить дошкольников с природой» - М.: «Просвещение», 1983г.
Каменева Л.А.: «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» - М.: «Просвещение», 1991г.
Лучич М.В.: «Прогулки с детьми в природу» - М.: «Просвещение», 1969г.
Мазурина А.Ф.: «Наблюдения и труд детей в природе» - М.: «Просвещение», 1976г.
Фролов В.Г.: «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке» - М., «Просвещение», 1986г.
Фролов В.Г.: «Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста» - М., «Просвещение», 1983г.
 

ЛИТЕРАТУРА:Богина Т.Л.: «Режим дня в детском саду» - М.: «Просвещение», 1987г.Каменева Л.А.: «Как знакомить дошкольников с природой»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть