Слайд 1Педагогический потенциал
народных сказок
Выполнила: Муллаянова Л.А.
Слайд 2« Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может
не делать добра, то есть учит сопереживать».
В наших силах привить детям с ранних лет любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками, его богатой и живой культуре-фольклору, искусству. Сказка является одним из элементов культуры, и прежде всего её эстетического слагаемого. Она базируется на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом.
Слайд 3Спецификой сказки является то, что она - продукт творчества определённого народа
и содержит в себе такие сюжеты, образы, которые специфичны для определённого этноса. Во многих сказках разных народов сюжеты, характеристики персонажей, зачины и концовки могут быть схожими, инвариантными (« жил да был», « в некотором царстве, в некотором государстве» и т.п.), а повороты сюжета, названия персонажей, многомерность эпитетов всегда вариативны. Это имеет важно значение для развития творческого воображения ребёнка, его композиционного мышления на базе стандартных элементов, учит додумывать ситуацию, достраивать сюжет, дорисовывать образ.
воспитывает
предупреждает учит
побуждает лечит
Слайд 6Функции сказки:
Во-первых, сказка выполняет функцию социализации, т.е. приобщения ребёнка к общечеловеческому
и этническому опыту.
Во-вторых, сказке присуща креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал ребёнка, его образное и абстрактное мышление.
В-третьих, сказка содержит развивающе-терапевтическую функцию. В сказке присутствуют функции воспитания здорового образа жизни, охраны человека (героя сказки) от пагубных привычек, пристрастий, действий, наносящих вред здоровью.
В-четвёртых, учитывая этно-национальное своеобразие сказок мира, можно говорить о культурно-этнической функции сказки. Сказка как феномен этноса исторически отражает в себе бытовой уклад народа, его язык, традиции и обычаи. Поэтому через сказку дети усваивают всё богатство этнической культуры, приобщаясь к историческому опыту своего народа.
В-пятых, лексико-образная функция сказки помогает формировать языковую культуру ребёнка, учит понимать многозначность народной речи, её художественно-образное богатство.
Слайд 7Одним из способов приобщения младших школьников к социально значимым ценностям является
народная сказка.
Сказки очень важны в жизни каждого человека, поскольку хранят в себе нравственные постулаты, передают их от сердца к сердцу и понятны и взрослым, и маленьким.
Слайд 9Народные сказки– сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения
педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи.
Слайд 10Работа со сказкой широко применяется в системе дошкольного образования, она знакома
детям и понятна, таким образом осуществляется преемственность между этими ступенями системы образования.
Слайд 11Народные сказки наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии,
поскольку прекрасно подходят для выражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ человеческого бытия. Изучение народной сказки в начальной школе начинается со сказки о животных и это не случайно. Сказки о животных – самый простой вид сказок. Сказки о животных одушевляют их, наделяют способностью думать, говорить и разумно действовать, т. е. очеловечивают животный мир.
Слайд 12Сказка дает детям раскрепощение и в то же время учит их
жизненной мудрости, отфильтрованной и тщательно собранной и бережно сохраненной народом, пронесённой им через века. Легко и ненавязчиво в метафоричной манере сказка ведёт юного читателя, уча при этом добру, стойкости правде, дружбе, показывая при этом насколько уродливы зло, предательство, жадность. Сказка противопоставляет эти понятия друг другу явно, без каких-либо полутонов, а это особенно важно, учитывая особенности восприятия младших школьников. В этом возрасте они уже способны воспринимать достаточно большой объем информации, но он должен быть ярким, акцентированным, удобным для запоминания и осмысления. В этом смысле сказка с ее особым языком и образностью уникальна, она настолько специфична именно для детского восприятия, что педагогам даже не нужно прикладывать особых усилий, чтобы увлечь ребят.
Слайд 13Таким образом, в руках педагога находится мощнейшее воспитательное средство, воздействующее не
только на разум, но и подсознание маленького человека. Сказка – культурный жанр, впитавший в себя мифологические, этические, религиозные представления определённой эпохи; уникальная метафоричность языка делает её незаменимой в воспитательном процессе.
Слайд 14Список используемой литературы:
1. Орлова, А.П. История педагогики: учебно-метод.материалы: пособ. для студ.
/ А.П, Орлова, Н.К. Зинькова, В.В. Тетерина – Минск: ИВЦ Минфина, 2010 – 286 с.
2. История педагогики: справочные материала / авт.сост.В.В, Пашкевич, -2-е изд. – Мозырь; Содействие, 2009 – 158с.
3. Орлова, А.П. История педагогики: уч. пособие для вузов / А.П, Орлова, Н.К. Зинькова, В.В. Тетеринов; Орлова А.П, - 2-е изд. – Минск, 2009. – 380 с.