Слайд 1ТЕМА ПРОЕКТА:
Педагогические условия развития когнитивных способностей детей посредствам ознакомления с художественной
литературой.
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА:
Формирование познавательных способностей детей средней группы в процессе восприятия художественной литературы.
Автор проекта:
воспитатель
МКДОУ «Мещовский детский сад»
Дронова Татьяна Викторовна
Слайд 2
Книга учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну
а слабый- его защитить.
Дети учатся думать, мечтать, рассуждать.
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают
Очень многое познают.
Слайд 3
В контексте ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает развитие интересов
детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, организацию занятий в форме партнёрской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную познавательную активность.
Слайд 4
Художественная литература в познавательном развитии детей выполняет следующие функции: расширяет представления
о мире (о явлениях, не данных непосредственно в наблюдении и практически действенном опыте); поможет осваивать такие средства восприятия мира, как временные и причинно-следственные связи событий; освоение моделей человеческого поведения в разных обстоятельствах; формирование эмоционально-ценностных установок по отношению к разным аспектам действительности (природному и рукотворному миру, миру человеческих отношений) в сценке с представлениями о них.
Реализация этих функций осуществляется за счет смысловой наполненности и структуры художественных текстов. Художественные тексты обладают свойствами «сгущенной информативности», т.е. содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт.
Слайд 5
Актуальность: в наше время педагогам, необходимо проводить с детьми
большую работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.
Проблема: формирования у детей интереса к художественной литературе.
Слайд 6
Цель работы ДОО в соответствии с ФГОС ДО, формирование познавательных интересов
дошкольников в процессе восприятия художественной литературы.
Задачи:
• формирование познавательных интересов дошкольников в процессе восприятия художественной литературы.
формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений, познавательных действий, становление сознания;
• развитие познавательных способностей: любознательности, творческого воображения, памяти, фантазии, познавательной мотивации ;
• приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Слайд 7Эффективные формы и методы формирования познавательных способностей в процессе восприятия художественной
литературы .
Формирование познавательных способностей в процессе восприятия художественной литературы включают в себя как традиционные, так и инновационные методы и приемы.
К традиционным методам относятся чтение и рассказывание произведений литературы на специальных занятиях и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, на прогулке и др.).
Слайд 8
К инновационным методам работы с художественной литературой можно отнести следующие:
- интегрированные
занятия, объединяющие содержание разных образовательных областей (например, «Чтение художественной литературы» и «Художественно-эстетическое развитие» и др.),
- театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам рассказов, сказок;
- обсуждение иллюстраций известных художников на тему сказок,
- «сочинение» сказки. Предлагается детям вспомнить известную сказку и рассказать ее по-новому. Например, добавить новый персонаж, привнести новую информацию;
- «салат из сказок». Предлагается детям свести в новой сказке героев различных произведений;
- проектная деятельность;
- занятия с использованием мультимедийных средств;
- занятия – экскурсии .
Слайд 11
Беседы, чтение сказок, рассказов, стихотворений, разгадывание загадок.
Слайд 13Рассказывание детьми по картинкам из книг
Слайд 14Рассказывание своих сказок
(изготовление книжек-малышек)
Слайд 15Рисование и раскрашивание героев художественной литературы
Слайд 17Рассказывание сказки по своим рисункам
Слайд 18Настольные игры по художественной литературе
Слайд 38
Заключение
Произведения художественной литературы и фольклора формируют познавательный интерес ребенка, открывают и
объясняют детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Роль художественной литературы в развитии познавательных интересов детей действительна велика. И во многом, как от родителей, так и воспитателей зависит, станет ли ребенок испытывать радость от общения с книгой, чтобы это общение стало потребностью, тогда книга будет способствовать развитию и воспитанию ребенка.