Слайд 1Золотухина Наталья Евгеньевна, воспитатель МБДОУ детский сад № 18 г.Выкса
2014г.
«Педагогические условия
духовно-нравственного воспитания детей
6 – 7 лет в процессе организации работы кружка «Родничок»
Слайд 2 Сегодня российское
общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.
Мы должны действовать не путём запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики.
Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России.
Президент РФ В.В.Путин
в Послании Федеральному собранию
2012 г.
Слайд 3 В процессе воспитания не соблюдается
историческая преемственность поколений.
Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о духовных ценностях: добре, совести, чести, верности.
Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме духовно-нравственного воспитания.
Проблемы
Слайд 5Цель:
изучить условия духовно-нравственного воспитания детей 6-7 лет в
процессе организации кружка.
Объект исследования:
духовно-нравственное воспитание
в подготовительной группе ДОУ.
Слайд 6В соответствии с темой, целью определены следующие задачи:
1) изучить сущность понятия «духовно-
нравственное воспитание дошкольника»;
2) рассмотреть особенности
нравственного воспитания детей 6-7 лет;
3) апробировать программу кружка по
духовно-нравственному воспитанию
дошкольников 6-7 лет;
4) провести анализ эффективности процесса
духовно-нравственного воспитания
дошкольников.
Слайд 7
Методы исследования
метод изучения психолого-педагогической литературы,
метод теоретического анализа литературы по
исследуемой проблеме,
методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников,
наблюдение.
Слайд 8 Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин
России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Слайд 9Традиционные источники
нравственности
1. Патриотизм
2. Социальная солидарность
3. Гражданственность.
4. Семья
5. Труд
и творчество.
6. Наука
7. Традиционные российские религии
8. Искусство и литература
9. Природа
10. Человечество
Слайд 10 Цель духовно-нравственного воспитания и развития детей
— содействие развитию у них основ, базиса личностной культуры в отношении к людям, явлениям общественной жизни, природе, предметному миру, к самому себе в соответствии с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе.
Слайд 11
Задачи, способствующие духовно-нравственному развитию детей:
приобщать детей к духовно-нравственным ценностям,
различению добра и зла,
формировать у детей доступные системные знания об окружающем мире (людях, природе, рукотворных предметах и месте ребенка в этом мире);
содействовать развитию интереса ребенка к родному краю — его природе, истории, народной и национальной культуре (традиции, обычаи, искусство, праздники и др.);
содействовать развитию у детей эмоциональной сферы:
воспитывать у детей инициативную деятельностную позицию к окружающему миру, проявляемую в поведении,
создавать условия для постепенного становления самосознания ребенка,
содействовать возникновению и развитию предпосылок уважительного отношения к своеобразию национальных особенностей, традициям, культуре других народов, зарождению способности вхождения в мировую культуру.
Слайд 12Основные принципы
воспитания и развития детей
1. Принцип развивающего образования
2. Принцип
социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса
3. Принцип интеграции образовательного процесса
4. Принцип личностно-ориентированного подхода
5. Принцип индивидульно-дифференцированного подхода
6. Принцип деятельностного подхода
7. Принцип культуросообразности
8. Принцип соответствия задач, содержания, форм и методов воспитания возрастным особенностям.
Слайд 14Задачи работы программа кружка «Родничок»
- формировать позитивное отношение ребенка к окружающему
миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;
- формировать потребность и готовность проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание и сорадование;
- способствовать субъективному психо-эмоциональному благополучию ребёнка;
- воспитывать чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества;
- прививать ответственность за свои дела и поступки.
Слайд 15Приемы и методы,
используемые на занятиях кружка
1) Эмоциональный настрой
2) Практический
метод
3) Словесный метод
4) Наглядный метод
Слайд 16Основные правила
при проведении занятий
Использование приема транслирования
информации.
Отбор тематического содержания.
Главный герой – ребенок.
Взрослый стремится помочь ребенку сделать
вывод.
Педагог создает проблемные ситуации.
В качестве «физкультминутки» - используются
элементы драматизации, имитационные
движения, сопровождаемые комментированной
речью.
Слайд 17Русское прикладное искусство
Выставки
Слайд 18Формы работы с детьми
- беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания,
- рисование,
лепка, аппликация, т.е разные виды творческой художественной деятельности детей,
- проведение совместных с родителями праздников,
- просмотр мультфильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения,
- экскурсии, целевые прогулки (по городу, округу),
- детская благотворительность,
- организация выставок (совместная деятельность детей и родителей),
- постановка минисказок духовно - нравственного содержания,
- организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Слайд 19Творческая продуктивная деятельность детей
Слайд 20Направления работы
в рамках работы кружка
1.Духовно-образовательное ( беседы, устные поучения).
2.Воспитательно-оздоровительное
(праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр мультфильмов, прослушивание аудио сказок).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Слайд 21Критерии мониторингового исследования
1.Использовние вербальных и невербальных средств общения.
2.Владение диалогической речью.
3.Владение конструктивными
способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
4.Форма общения со взрослыми.
5.Форма общения со сверстниками.
6.Владение культурой общения.
Слайд 23Результаты духовно-нравственного
развития ребенка старшего возраста
1) наличие первичных представлений о духовно-нравственных
ценностях в отношении семьи, сверстников и взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом мире;
2) наличие и адекватное проявление разнообразных нравственных чувств, эмоционально-ценностного отношения к окружающему (людям, природе, предметному миру, к себе; испытывает чувство удовлетворения или стыда от качества поступка, действия, поведения);
3) стремление и способность выразить себя в доступных видах деятельности и поведении в соответствии с духовно-нравственными ценностями:
4) пробуждение у детей познавательного интереса к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать, оценивать в соответствии с усвоенными нравственными нормами, ценностями:
5) возникновение предпосылок рефлексивных способностей, позволяющих осознавать свое «я» в соответствии с духовно-нравственными ценностями
6) развитие способности управлять своим поведением и планировать действия
нет традиций,
Без традиций –
нет культуры,
Без культуры –
нет духовности,
Без духовности –
нет личности,
Без личности –
нет народа.