Презентация, доклад на тему Педагогические технологии применяемые на уроках литературного чтения

Содержание

Технология критического мышления (РКМЧП)   Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни ( умение принимать взвешенные решения, работать с

Слайд 1Аплеухина
Лариса
Викторовна
Педагогические технологии применяемые на уроках литературного чтения

Аплеухина Лариса ВикторовнаПедагогические технологии применяемые на уроках литературного чтения

Слайд 2 Технология критического мышления (РКМЧП)
   Цель:
развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не

только в учебе, но и в дальнейшей жизни ( умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников
Технология критического мышления (РКМЧП)   Цель: развитие мыслительных

Слайд 3 Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов : стадии вызова,

смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления). ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
3 этап - «Рефлексия» (размышление).
Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов : стадии вызова, смысловой стадии и стадии

Слайд 4 Приемы развития критического мышления на уроках чтения:
- чтение - суммирование в

парах; - синквейны; - чтение с остановками; - приём «Верите ли вы, что…»; - мозговой штурм; - таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»; - работа с вопросниками; - написание творческих работ; - создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов; - логическая цепочка; - уголки; - кластер.

Приемы развития критического мышления на уроках чтения: - чтение - суммирование в парах; - синквейны; -

Слайд 5Прием «Чтение – суммирование в парах»
   можно использовать как для объяснения

нового материала, так и для закрепления изученного. Лучше этот прием применять в 3-4 кл. Предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). После коллективной работы в парах (при фиксировании результатов работы) текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов.
Прием «Чтение – суммирование в парах»   можно использовать как для объяснения нового материала, так и для закрепления

Слайд 6Приём «синквейн». В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять».
   В

данном случае речь идёт о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения.        При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна.
1. Имя существительное, выраженное одним словом. 1. Сказка.
2. Описание темы именами прилагательными.
2. Волшебная, бытовая.
3. Описание действия. 3. Читать, пересказывать, учить.
4. Фраза, выражающая отношение автора к теме.
4. Сказка – ложь, да в ней намёк.
5. Слово – синоним. 5. Фантазия, выдумка.
Приём «синквейн». В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять».   В данном случае речь идёт о работе,

Слайд 7приём – «чтение с остановками».
Материалом для его проведения служит повествовательный текст.

В начале стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.
   Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.        
приём – «чтение с остановками».Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале стадии урока учащиеся по

Слайд 8Прием «Работа с вопросником»
применяют при введении нового материала на этапе

самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
Прием «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается

Слайд 9Прием «Знаю, узнал, хочу узнать»
Применяется как на стадии объяснения нового материала,

так и на стадии закрепления.
Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Прием «Знаю, узнал, хочу узнать»Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например,

Слайд 10Приём «Мозговой штурм»
позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить

проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. 
Приём «Мозговой штурм»позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное

Слайд 11Прием «Уголки»
можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики

одного из героев какого-либо произведения.
Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста.
Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.
Прием «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс

Слайд 12Прием «Написание творческих работ»
хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы.

Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития,  все с удовольствием делают эту работу.
Прием  «Написание творческих работ»хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение

Слайд 13Прием «Создание викторины»
После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь

учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего – «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы.
Прием «Создание викторины»После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины,

Слайд 14«Логическая цепочка».
После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная

стратегия помогает при пересказе текстов.
«Логическая цепочка».После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

Слайд 15Информационные источники.
1. http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-304 2. http://74214s002.edusite.ru/p68aa1.html 3. http://www.openclass.ru/node/138345 4. http://74214s002.edusite.ru/p66aa1.html 5. http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm

Информационные источники. 1. http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-304 2. http://74214s002.edusite.ru/p68aa1.html 3. http://www.openclass.ru/node/138345 4. http://74214s002.edusite.ru/p66aa1.html 5. http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm

Слайд 16Технология продуктивного чтения
Приёмы продуктивного чтения:

Диалог с автором (вопросы скрытые и прямые)
Задача

учителя- научить задавать вопросы автору

Технология продуктивного чтенияПриёмы продуктивного чтения:Диалог с автором (вопросы скрытые и прямые)Задача учителя- научить задавать вопросы автору

Слайд 17Методические приемы организации продуктивного чтения Отсроченная отгадка В начале урока учитель задаёт загадку,

(сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.   Задай вопрос С чего начинается осмысление учеником учебного материала? - Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.   Составь задание Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи.   Кубик Блума О замечательном американском педагоге Бенджамине Блуме обычно говорят, как об авторе известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором нескольких приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума». На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись» Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.   Аналитик Более сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами. И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.   Драмогерменевтика Важно как можно быстрее усвоить значение незнакомых слов, и не только уяснить, а применить в нестандартных ситуациях. Приём «драмогерменевтика» я назвала бы ещё «пребыванием в содержании». Тогда термин (незнакомое слово) усваивается учащимися гораздо быстрее и глубже.   Пометки на полях Ещё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления.   Применение нового подхода к организации урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения способствует более эффективному развитию устной речи школьников, повышает качество работы по совершенствованию правильности, беглости, сознательности чтения, стимулирует интерес учащихся к уроку литературного чтения: по результатам анкетирования 60% учащихся класса самым любимым школьным предметом назвали литературное чтение.                                        

Отсроченная отгадка
 Задай вопрос  
 Составь задание
Кубик Блума
На гранях кубика написаны начала вопросов:
«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»
Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

 

Методические приемы организации
продуктивного чтения

Методические приемы организации продуктивного чтения Отсроченная отгадка В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка

Слайд 18Аналитик
Более сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а

с хрестоматией, другими дополнительными материалами. И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.

АналитикБолее сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами. И

Слайд 19Пометки на полях
Ещё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный

приём является ключевым в известной технологии критического мышления.

Пометки на поляхЕщё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии

Слайд 20Удачи в работе!

Удачи в работе!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть