Слайд 1Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром.
К а м е ш
к и
Учитель Бекурова И.В.
Группа кратковременного пребывания
Слайд 2
Занятие по ознакомлению с окружающим миром
«Камушки».
Цели. Экология.
- Познакомить
детей с разнообразием камней, их свойствами , особенностями, учить классифицировать их по разным признакам;
-Активировать умения выполнять действия в определённой последовательности;
-Развивать память и наблюдательность;
Развитие речи.
-обогащать словарный запас детей;
-помогать правильно строить предложения, используя предлоги;
-вводить в активный словарь прилагательные в сравнительной степени;
-учить подбирать слова, противоположные по смыслу;
Конструирование.
-Формировать у детей художественный вкус;
-Совершенствовать творческие способности;
-Развивать логическое мышление и математические представления.
Материал. На каждого ребёнка: камни, лупы, дощечка, пластилин, стакан с водой для экспериментирования, набор различных камней разных по цвету, форме, размеру, картинки с изображением построек из камней.
Ход занятия.
1. Беседа.
-Ребята, где мы с вами живём?
-В городе.
-Как называется наш город?
-Владикавказ.
-Как называется наша республика? (Северная Осетия-Алания.)
-Какие символы нашей республики вы знаете?
-Флаг и герб.
-Что изображено на гербе нашей республики?
-Почему горы?
Потому что наша республика находится в окружении гор.
-Ребята, сегодня я буду Хозяйкой гор.
-Где живёт Хозяйка гор? (в горах).
-Правильно, в горах. В моих пещерах много различных камней. И я, конечно же, вам их принесла. Они находятся вот в этом мешочке. Но прежде чем вы их увидите, я хочу с вами поиграть.
Слайд 3
2.Игра «Мешочек ощущений».
Дети поочереди опускают руку в мешочек, берут один камушек
и, не видя его, рассказывают какой он на ощупь. Количество камушков в мешочке соответствует количеству детей.
3.Экспериментирование.
Задание №1. Дети рассматривают через лупу камни и рассказывают, кто что видит (кристаллики, трещины, узоры, линии и т.д.)
Задание№2.
-Ребята, возьмите в одну руку пластилин, а в другую камешек . Сожмите обе ладошки. Сравните, что произошло с камнем, а что с пластилином. Почему?
-Камень какой? Какой пластилин?
-Постучите комочком пластилина о камень, а потом двумя камнями друг о друга.
-В чём разница? (дети рассказывают о результатах эксперимента, делают выводы: камень твёрдый, пластилин мягкий).
Слайд 4
Задание №3.
-Опустите камушек в воду. Он утонул или плавает? Может ли
он плавать?
-Почему? (он тяжёлый).
-Опустите теперь деревяшку в воду. Она утонула или плавает?
-Какой вывод мы можем сделать? Камень тяжёлый, в воде он тонет, а дерево лёгкое.
4. Проблемная ситуация.
- Ребята, представьте, что мы с вами отправились в поход по горам Осетии. Поймали рыбу в горной реке.
Физминутка «Рыбка».
- Чтобы приготовить поесть, нам нужно развести костёр. Как нам это сделать? Ведь ни спичек, ни зажигалок у нас нет. (Дети предлагают свои варианты решения проблемы.) - Нам поможет волшебный камень, который называется кремень. Постучим камнями друг о друга. - Что мы видим? Правильно, искру. С помощью этой искры мы можем развести огонь. (Постучать камни друг об друга и дать детям понюхать. Дети отмечают что от них исходит запах костра) .
Слайд 5
Учитель раздаёт детям кусочки графита.
–
Ребята, рассмотрите их. Что вы можете сказать об этих камнях ?
- Проведите ими по листу бумаги. (Он оставляет след. они пачкают руки .)
- Значит какой вывод можно сделать? (Им можно рисовать.)
- А чем вы, ребята, рисуете? (КАРАНДАШАМИ)
- Вот вы познакомились с ещё одним волшебным камнем. Он называется графит. Стержни наших простых карандашей сделаны из графита и спрятаны в деревянные рубашки. Поэтому след от карандаша так похож на след графита.
5.Игра «Что исчезло». На столе камни отличающиеся друг от друга. Дети
запоминают их, затем закрывают глаза. В это время учитель убирает один из камней. Задача детей: определить какой камень исчез.
6. ИГРА «Подбери противоположные по смыслу слова». Чёрный - белый, большой – маленький, мокрый – сухой, гладкий – шероховатый, лёгкий – тяжёлый.
7.-Ребята, кто из вас может сказать, где человек использует камни? (В строительстве). – Что можно построить из камней?(Мосты, арки, дома, заборы, дороги, памятники).
Слайд 7
-Где ещё можно видеть необычные красивые камни? (в серьгах, кольцах, браслетах
и других украшениях). Просмотр слайдов: драгоценные и необычные по формам и размерам камни.
8.Конструирование.
-Без чего не может жить ни одно живое существо? Мамы вас ласково так называют. (Без солнца. Солнце мое, Солнышко).
- Даже камень без солнечных лучей холодный. Я вам предлагаю из наших камней выложить солнышко.
Итог занятия.