Слайд 1Художественно-эстетическое развитие детей
Воспитатель: Алипова Елена Станиславовна
МБДОУ «Юсьвинский детский сад «Солнышко»
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Красная шапочка» общеразвивающего вида»
Заинского муниципального района РТ
«Освоение инновационных технологий и методов педагогической деятельности, способствующих повышению эффективности и качества художественно-эстетической работы в ДОУ».
Воспитатель:
Агзамова А.А.
Слайд 2«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В.А.Сухомлинский
Слайд 3Дети очень рано замечают красоту в окружающем мире и тянутся к
ней. Первоначальные элементы эстетического вкуса проявляются у них во влечении к яркой игрушке-образцу, в удовольствии от ритмической песни, стихов, музыки. Эстетические чувства предполагают осознанное отношение, признание красоты. Для их развития очень важно обогащать чувственный опыт, развивать его эмоциональную сферу. Этому способствует только постоянно обновляющаяся и видоизменяющаяся среда, привлекающая своей новизной, побуждающая ребенка к активному познанию, совершению действий.
Слайд 4В наше время проблема художественно - эстетического развития личности, формирования ее
эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.
Педагогика определяет художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.
Задачами образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования являются:
· развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
· становление эстетического отношения к окружающему миру;
· формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
· стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
· реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Слайд 8Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно-эстетического развития. На занятиях рисованием, лепкой,
аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить.
В этой работе мы будем рассматривать художественно – эстетическое развитие младших дошкольников через их изобразительную деятельность посредством проектного метода.
Слайд 9В дошкольных образовательных учреждениях в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию
используются как традиционные педагогические технологии (например, игровые), так и высокоэффективные дидактические системы на основе теории проблемного обучения, теории сотрудничества, теории диалога культур, применения изобретательских задач.
В нашем детском саду в области художественно-эстетического воспитания активно используются технологии, в основу которых положены метод проблемного изложения, частично поисковый (эвристический) метод, исследовательский метод, метод проектов, интегрирование, использование компьютера. Если их анализировать с точки зрения отношения взрослого к ребенку, то мы отдаем предпочтение личностно-ориентированному и дифференцированному подходу, педагогике сотрудничества.
Остановимся кратко на некоторых из них.
Слайд 10Исследовательский метод
Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность,
постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматривается в педагогике как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному проявлению у ребенка своих мыслей, чувств, своей самостоятельности, творческих способностей, фантазии.
Современная ситуация требует не фрагментального использования исследовательского метода, а его доминирования, преобладания над репродуктивными методами. Хотя исследовательский метод может дать образовательный эффект лишь при умелом его сочетании с репродуктивными методами, особенно на начальных этапах обучения.
Слайд 11Примеры использования исследовательского метода в области художественно-эстетического воспитания
– рисование на мокром
и сухом песке;
– рисование водой с последующим посыпанием сухим песком;
– лепка из сырого и “сухого” снега;
– поиск нужного цветового оттенка путем разбавления краски водой, смешения красок, разного нажима карандаша, разной интенсивности штриховки и т.п.;
– подбор фактуры бумаги для основы изображения с учетом выбранных изобразительных средств;
– поиск способов копирования изображения (“волшебный экран”, световой столик и др.);
– поиск рациональных способов изображения большого количества одинаковых элементов (использование печаток, трафаретов, вырезывание из бумаги, сложенной в несколько раз, лепка с помощью форм и пр.)
Слайд 16Потенциальные возможности гармоничного развития ребенка, его творческие способности к постижению мира
остаются в значительной степени нереализованными, поэтому возникла необходимость в интегрировании образовательных компонентов с той целью, чтобы не произошло увеличение образовательных нагрузок. Современные тенденции развития образования предполагают необходимость содержательного обогащения, дополнения к обязательному базовому (стандартному) компоненту других дисциплин, актуальность которых наиболее ощущается.
Примеры интегрирования :
– художественно-эстетическое и национальное образование (культурологический подход в воспитании опирается на следующую педагогическую закономерность: воспитание будет тем эффективнее, чем в большей степени оно будет интегрировано и вписано в контекст культуры, а воспитанник будет активно овладевать и творчески развивать лучшие образцы культуры нации, страны, мировой цивилизации);
– художественно-эстетическое образование и нравственно-патриотическое воспитание;
– художественно-эстетическое образование и экологическое воспитание и образование;
Слайд 18Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:
вовлечение семьи в образовательный процесс,
организованный дошкольным учреждением.
при работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.
обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников;
Слайд 20Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные
знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.
Слайд 21… Детский сад - это дом,
где ребёнку
должно быть уютно
и комфортно
, где его ждут добрые, заботливые друзья,
где каждый день дарит
радость, где интересно и весело.